адм. центр Сурхан-дарьинской обл. на юге Узбекистана, в 10 км к западу от к-рого находится городище Старого Термеза — остатки города, разрушенного в 1220 монголами Чингисхана. Старый Термез переживал расцвет в кушанский период (1—4 вв. н. э.). Именно к этому времени относятся как упоминание его под названием «Тармита» в одной будд. рукописи в Тибете, так и открытые сов. археологами на территории городища 4 монументальных памятника буддизма: будд. культовый центр на холме Кара-тепе и 3 загородных будд. постройки, расположенные по дуге, к северу и востоку от древнего города — монастырь на холме Фаяз-тепе, подвальное помещение какого-то разрушенного будд. здания и руины ступы («башня Зурмала»). Будд. памятники Старого Термеза были покинуты (или разрушены) в кон. 4 в. во время завоевания этих мест Сасанидским Ираном. Какая-то часть Кара- и Фаяз-тепе сохраняла свои культовые функции, вероятно, и в 5 в., когда, возможно, они были частично обновлены. Будд. культовый центр на Кара-тепе охватывал не менее 20 комплексов, каждый из к-рых состоял из пещерных и наземных храмов, святилищ, монаш. келий, внутр. храмовых дворов и вспомогат. помещений, располагавшихся в два яруса и связанных переходами и лестницами. Во дворах находились ступы разных типов. В ходе раскопок найдены глиняные, ганчевые (гипсовые) и каменные скульптуры, многоцв. и моно-хромные стенные росписи с изображениями Будды, др. будд. персонажей, донаторов и т. п., а также керамич. сосуды с дарственными надписями и надписями о их принадлежности отдельным монахам. Надписи выполнены инд. алфавитами кхароштхи и брахми и местным кушанским письмом и содержат, в частн., названия трех вихар (возможно, разных будд. комплексов Кара-тепе) — «вихара государя», «вихара сына Гондофара», «вихара-прибежище», имена дарителей и монахов, школы махасангхиков и т. п. Монастырь на Фаяз-тепе сооружен по единому плану, видимо, единовременно. Это - постройка длиною до 100 м, состоящая из 3 частей, каждая с внутр. двором, каре помещений и ступой. На Фаяз-тепе также найдены глиняные и гипсовые будд. скульптуры, великолепный каменный рельеф с изображением Будды с двумя монахами по сторонам, многоцв. монументальная живопись, изображающая Будду, монахов и донаторов. Найдены здесь и обломки керамич. сосудов с инд. надписями, в к-рых, в частн., содержатся название этого монастыря, окончательно еще не определенное, и школы махасангхиков. Среди находок в подвальном помещении несохранивщегося будд. загородного комплекса найдены надписи того же вида, что и на Кара- и Фаяз-тепе. «Башня Зурмала» — это огромная ступа с прямоуг. основанием, на к-ром был водружен цилиндрич. монолит, увенчанный куполом. Б. Я. Ставиский