ТЕРМА
ТЕРМА
(тиб. gter ma, спрятанные сокровища) — тайные тексты тантры, сокрытые Падмасамбхавой и другими ранними учителями Тибета, а также их ритуальные предметы и другие реликвии. Считается, что, выполняя особые ритуалы, эти тексты, охраняемые дакини, «открывают» тертоны (см. Тертон) — адепты школы ньингма. К Т. относится и тибетская «Книга мёртвых». Ранние праобразы Т. призванные придавать ореол сакральности новым текстам, были выработаны ещё при становлении Махаяны. Например, это сутры Праджня-пармиты, котоые «обнаружил» Нагарджуна в подводных кладовых царя нагов. Аналогичное предание существует об открытии близ Бодх-гаи текстов садханы маха-йога-тантры, которое осуществили восемь индийских мудрецов, в том числе и Нагарджуна. Т. «находят» и в религии бон. Мифологема проста: далеко не все учения великих провидцев способны постичь их современники, поэтому тексты Махаяны и Ваджраяны, возвещённые Шакьямуни хранились особыми существами и в потаённых местах в течение 500 (Праджня-пармита) и более лет (например, Калачакра-тантра — 1,5 тысячелетия) до тех пор, пока на земле не созрели условия и не появились мастера духовных наук, готовые воспринимать, трактовать и практиковать соответствующие сокровенные знания Дхармы. Ибо она есть всегда и во всей полноте. Так, и Падмасамбхава не мог найти применения большинству своих эзотерических идей и психотехник в Тибете второй половины VIII в. И он их «спрятал» в неких благословенных местах в зашифрованном, символическом и других видах. Также поступила и его супруга и наиболее способная ученица Йеше Цогьял. Если традиция ранних и уже возвещённых (кама) учений ньингмы называлась «долгой», поскольку непрерывно передавалась от учителя ученику, то передача Т. — «короткая», т.к. начиналась с момента открытия учения, в том числе в ХХ в. В современных изданиях Кангьюра этой школы в 104 томах не менее 60 томов — тексты Т. только великих тертонов. Существуют два основных вида Т.: Т. земли (тиб. sa gter), открываемые в скалах, озёрах и т.д. Они имеют некую материальную форму: рукопись с некими письменами, ваджру, статуэтку и т.п. Второй вид Т. — это Т. ума (тиб. dgongs gter). Они пребывают в некоем пространстве ума тертона, наследующего пространство ума Падмасамбхавы. Научное изучение этого наследия делает только самые первые шаги.