ТЕОРИЯ СПРАВЕДЛИВОСТИ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Теория справедливости
«ТЕОРИЯ СПРАВЕДЛИВОСТИ» («A Theory of Justice») — книга амер. философа Д. Ролза, ставшая наиболее заметным событием в англоязычной философии второй половины 20 в. Издана в 1971 в Кембридже, Массачусетс (США), рус. пер. — Новосибирск, 1995. Придав либерализму ярко выраженный эгалитарный характер, Ролз сформулировал теорию справедливости как теорию честности, признающую несправедливыми все виды социального и экономического неравенства за исключением тех, которые служат выгоде наименее обеспеченных членов общества. Эта теория является дистрибутивной, определяя два основных принципа распределения «первичных благ» (основных прав и свобод, доходов, благосостояния, возможностей самореализации и т.п.); при этом принцип равных свобод (каждый человек имеет право на максимально широкую систему равных основных свобод, совместимую с аналогичной системой свобод для всех) имеет приоритет перед вторым принципом, состоящим из двух частей — принципа равных возможностей (посты и возможности, с которыми связаны социальные и экономические неравенства, должны быть доступны всем) и принципа различия (социальные и экономические неравенства оправданы только в том случае, если они приносят выгоду наименее благополучным членам общества). С точки зрения эпистемологии, наибольший интерес представляет способ обоснования Ролзом указанных принципов. Ключевую роль в нем играет идея общественного договора, истолкованная как некая идеальная гипотетическая ситуация, в которую помещаются люди, выбирающие принц! пы справедливого социального устройства и которую Лгаз называет «исходной позицией». Моделируя честные условия заключения договора, Ролз принимает несколько важных допущений относительно его участников: они действуют в собственных интересах, они равны и свободны сделать любой выбор, они рациональны и располагают знаниями общего порядка о человеке и обществе; но, главное, они находятся как бы под «покровом неведения» в отношении самих себя, им совершенно не известно, какое положение они займут в обществе, какими талантами будут одарены, какой системы ценностей будут придерживаться и т.п. По мнению Ролза, в подобной ситуации рациональный человек выберет схему распределения первичных благ, обеспечивающую наилучший возможный вариант при самом неблагоприятном исходе, а, стало быть, выберет предлагаемые Ролзом принципы справедливости. Помимо контрактивистского аргумента Ролз использует для обоснования теории справедливости как честности метод «рефлексивного равновесия», который представляет собой процедуру взаимной подгонки разного рода представлений (общих принципов и частных суждений), увязываемых таким образом в одну согласованную и стабильную систему. Применяя этот метод, Ролз показывает, что, в отличие от др. концепций справедливости, его теория лучше согласуется с интуитивными представлениями о справедливости, латентно присутствующими в политической культуре западных демократий, а потому может рассчитывать на поддержку граждан и гарантирует стабильность описываемого ею социального устройства. Выступая приверженцем «кантовского конструктивизма», Ролз подчеркивает неприемлемость каких-либо эмпирических соображений (будь то соображения пользы, благополучия или счастья) при обосновании принципов справедливости. Книга Ролза способствовала возрождению общего интереса к либеральной политической философии, вокруг которой развернулась широкая дискуссия. Она также попала в русло дискуссий о природе научной рациональности и характера рационального выбора и принятия решений, оказав серьезное воздействие на проблемное поле эпистемологии и философии науки.         Л.Б. Макеева

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки

«ТЕОРИЯ СПРАВЕДЛИВОСТИ»
The Theory of Justice, 1971) — книга Дж. Роулза, получившая широкую известность, что было связано, с одной стороны, с кризисом аналитической этики и утилитаризма, а с другой — с усилением на политической арене США. левого течения «неолиберализма».
В этой работе Роулз как либеральный теоретик попытался примирить ценности свободы и справедливости.
В 1-й части анализируются содержательные принципы справедливости, во 2-й — возможности воплощения этих принципов в деятельности основных общественных институтов, в 3-й разрабатывается теория блага применительно к теории справедливости. Главную свою заслугу Роулз видит в содержательном анализе принципов справедливости, при разработке которых теория общественного договора была дополнена математической теорией игр. Основу общественного договора составляет гипотетическая первоначальная ситуация выбора (the original position). В первоначальной ситуации еще нет общества, есть только индивиды, которым предстоит договориться об основах взаимовыгодного сотрудничества. Гипотетическую ситуацию первоначального выбора Роулз дополняет гипотетической конструкцией «завесы незнания» (the veil of ignorance); договаривающиеся индивиды должны быть беспристрастны, а потому лишены тех знаний, которые являются причиной пристрастности. Интуитивный смысл гипотетического контрактуализма тот же, что и во всякой вообще игре: мы должны прежде согласиться в отношении справедливости правил, еще не зная, какие карты нам достанутся. Кое-что все же про этих индивидов известно: они рациональны (стремятся к максимизации своих благ) и равнодушны к судьбе других. Есть также некоторые первичные блага, которых они, как рациональные индивиды, не могут не желать: это — права и свободы, богатство, власть, здоровье, разум и т. д.
Остальные положения теории Роулза логически вытекают из этих интуитивных предпосылок. Так, рациональные индивиды в ситуации первоначального выбора поступают в соответствии с правилами математической теории игр — точнее, с «правилом максимина», согласно которому следует предпочесть такую альтернативу, наихудшее возможное последствие которой лучше, чем наихудшее возможное последствие любой другой альтернативы. Результатом их выбора будут принципы справедливости, которые должны быть положены в качестве фундамента будущего общества. Роулз полагает, что будет принята следующая общая концепция справедливости: все первичные общественные блага должны быть распределены поровну, если только неравное распределение не служит благу всех. Этому соответствуют два принципа справедливости: принцип равной свободы и принцип различия.
Во 2-й части в контексте политологии, теории права и экономики анализируется возможность воплощения двух принципов справедливости в деятельности общественных институтов. После выбора базовых принципов справедливости наступает черед справедливой конституции, закрепляющей основные права и свободы. Затем следует законодательная ступень, на которой рассматриваются справедливые законы и закладываются механизмы экономической и социальной политики. На четвертой ступени рассматриваются проблемы формальной справедливости — беспристрастного применения справедливых правил и законов.
В 3-й части принципы справедливости рассматриваются с точки зрения целей человеческих действий. Роулз постарался показать совпадение теории справедливости и теории блага. Основная идея заключается в том, что справедливость двух принципов способна создать сильное стабилизирующее ответное чувство справедливости.
Критики «Теории справедливости» указывают на слабость стратегии максимина, а также на чрезвычайно усложненный и искусственный характер условий гипотетического соглашения. Так, согласно Р. Нозику, всякие шаблонные принципы справедливости, в т. ч. и принцип различия, обязательно приходят в противоречие со свободой.
Б. Н. Кашииков

Источник: Новая философская энциклопедия

ТЕОРИЯ СПРАВЕДЛИВОСТИ
(«The Theory of Justice», 1971) — книга проф. Гарвардского ун-та Дж.Ролза, к-рая сразу после выхода получила признание и мировую известность не только в академических кругах, но и среди практических политиков. Благодаря Ролзу амер. политическая философия стала в значительной степени философией справедливости. Успех «Т.е.» был связан, с одной стороны, с кризисом аналитической этики, к-рая к 60-м гг., так же как и этика утилитаризма, по существу исчерпала себя, а с другой — с усилением на политической арене США нового течения «неолиберализма».
В «Т.е.» Ролз как либеральный теоретик попытался примирить ценности свободы и справедливости. «Т.е.» состоит из введения, трех частей, каждая из к-рых состоит из трех разделов, включающих по десять параграфов.
В первой части, озаглавленной «Теория», анализируются содержательные принципы справедливости. Во второй части, озаглавленной «Институты», рассматриваются возможности воплощения этих принципов в деятельности основных общественных ин-тов.
В третьей части, озаглавленной «Цели», разрабатывается теория блага применительно к теории справедливости. Главную свою заслугу Ролз видит в содержательном анализе принципов справедливости, при разработке к-рых теория общественного договора была дополнена математической теорией игр. Основу общественного договора составляет гипотетическое «исходное положение» (the original position).
В нем еще нет общества, есть только индивиды, к-рым предстоит договориться об основах взаимовыгодного сотрудничества. Подобно индивидам Дж.Локка, индивиды Ролза переносят в общество ценности своего природного состояния: право свободы, собственности и достоинства. Гипотетическую ситуацию исходного положения Ролз дополняет гипотетической конструкцией «занавеса неведения» (the veil of ignorance): договаривающиеся индивиды должны быть беспристрастны, а потому лишены тех знаний, к-рыс являются причиной пристрастности. Как бы ничего о себе не ведая, они обладают только самыми общими сведениями о функционировании общества и психологии.
В этой ситуации почти полного незнания им предстоит сделать ответственный выбор, причем не только для себя, но и для всех последующих поколений. Интуитивный смысл гипотетического контрактуализма тот же, что и во всякой вообще игре: мы должны прежде согласиться в отношении справедливости правил, еще не зная, какие карты нам достанутся. Кое-что все же про этих индивидов известно: они рациональны (стремятся к максимизации своих благ) и равнодушны к судьбе других. Есть также некоторые первичные блага, к-рых они, как рациональные индивиды, не могут не желать: права и свободы, богатство, власть, здоровье, разум и т.д. Таковы основные интуитивные предпосылки теории Ролза, к-рые он предлагает принять на веру; остальные положения логически вытекают из них. Так, рациональные индивиды в ситуации исходного положения поступают в соответствии с правилами математической теории игр, точнее с «правилом максимина», согласно к-рому следует предпочесть такую альтернативу, наихудшее возможное последствие к-рой лучше наихудшего возможного последствия любой другой альтернативы. Результатом их выбора будут принципы справедливости, к-рые должны быть положены в качестве фундамента будущего общества. Ролз полагает, что будет принята следующая общая концепция справедливости: все первичные общественные блага должны быть распределены поровну, если только неравное распределение не служит благу всех. Из общей концепции далее выводятся два принципа справедливости: 1) принцип равной свободы (the equal liberty principle): каждый индивид должен обладать равным правом в отношении обшей системы равных основных свобод, соотносимым со свободой всех; 2) принцип различия (the difference principle): социальные и экономические неравенства должны быть организованы таким образом, чтобы они одновременно а) служили благу наименее преуспевающей части общества и б) относились к позициям и должностям, открытым для всех при условии честного равенства возможностей. Во второй части «Т.е.» в контексте политологии, теории права и экономики анализируется возможность воплощения двух принципов справедливости в деятельности общественных ин-тов. Проблематика становится очень обширной: свобода совести и правовое государство, справедливость распределения материальных благ и справедливость в отношениях между поколениями, гражданский долг и гражданское неповиновение, политическая терпимость и свобода совести. После выбора базовых принципов справедливости наступает черед справедливой конституции, закрепляющей основные права и свободы. Затем следует законодательная ступень, на к-рой рассматриваются справедливые законы и закладываются механизмы экономической и социальной политики. На четвертой ступени рассматриваются проблемы формальной справедливости - беспристрастного применения справедливых правил и законов. Ин-ты Ролза — это ин-ты конституционной демократии с ярко выраженными социальной политикой и перераспределительными функциями. Справедливость основных ин-тов обусловливает политические обязанности граждан, требуя подчинения справедливым законам и допуская лишь ограниченные формы протеста вроде демонстраций и кампаний гражданского неповиновения.
В третьей части принципы справедливости рассматриваются с т.з. целей человеческих действий. Ролз постарался показать совпадение теории справедливости и теории блага. Основная идея заключается в том, что справедливость двух принципов способна создать сильное стабилизирующее ответное чувство справедливости. Среди проблем, имеющих преимущественное значение, можно назвать такие, как определение блага, чувство справедливости, зависть. Многочисленные критики «Т.е.» приходят к единодушному выводу, что Ахиллесовой пятой книги является стратегия максимина. Ролз, по сути, произвольно объявляет рациональным только один из возможных вариантов поведения в ситуации риска, между тем как теория игр не отрицает в принципе и другую стратегию, в т.ч. основанную на большом риске.
В этом случае вся конструкция Ролза лишается фундамента. Другие авторы обращают внимание на чрезвычайно усложненный и искусственный характер условий гипотетического соглашения. Факт согласия с принципами справедливости в гипотетической ситуации отнюдь не обязывает соглашаться с ними в ситуации реальной. Иными словами, эта гипотетическая ситуация не создает моральных обязательств, без к-рых принципы справедливости лишаются смысла. Согласно одному из наиболее известных оппонентов Ролза - РНозику, всякие шаблонные принципы справедливости, в т.ч. и принцип различия, обязательно приходят в противоречие со свободой. По его мнению, Ролз совершенно необоснованно исходит из представления, по к-рому индивидуальные способности рассматриваются как общественное достояние, что не может не противоречить моральной интуиции, в особенности тех, кто этими способностями обладает. Именно это обстоятельство позволяет считать теорию Ролза разновидностью утилитаризма. См. «Анархия, Государственность и Утопия». Лит.: Rawls J. A Theory of Justice. Cambridge: Belnap Press of the Harvard UP, 1971; Алексеева Т.А. Джон Роле и его теория справедливости // Вопр. филос. 1993. № 12; Kuka(has СИ., Petilt Ph. Rawls. A Theory of Justice and its Critics. Cambridge: Polity Press, 1990; Kymlicka W. Contemporary Political Philosophy. An Introduction. Oxford: Clarendon Press, 1990; Mulhall S., Swift A. Liberals and Communitarians. Cambridge: Blackwell, 1992; Rawb J. Political Liberalism. New York: Columbia UP, 1993; Roemer J.E. Theories of Distributive Justice. Cambridge, Mass: Harvard U.P., 1996. Б.Н.Кашников

Источник: Этика. Энциклопедический словарь. М. Гардарики 2001