ТЕОРИЯ ОТРАЖЕНИЯ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ОТРАЖЕНИЯ ТЕОРИЯ
учение о теории познания, ведущее начало от Демокрита. Согласно этому учению, познанное является отражением того, что должно быть познано. Современная психология учит, что окружающие нас вещи относятся к физической действительности, как образ к тому, что в нем отражается, однако воспринимаются они не как образ, т.е. как указывающее на что-то подлинно действительное (см. Восприятие), а как сама действительность, независимая от Я.

Источник: Философский энциклопедический словарь

Теория отражения
материалистическое учение о познании действительности человеком, о процессах отражения в живой природе, в технике и предпосылках этого отражения в неживой природе. Марксистская Т. о. кроме проблем теории познания, изучающей пути и средства постижения человеком истинного знания, всеобщие логические формы (категории) и закономерности познания, включает и вопросы, связанные с естественнонаучными основами познавательной деятельности, с происхождением и сущностью сознания человека, а также вопрос о сущности свойства отражения в неживой природе. В связи с кибернетикой большое значение приобрел вопрос о применении этого свойства в технике связи, автоматике и телемеханике. Последовательно провести материализм в решении сложных проблем познания стало возможным благодаря распространению материалистической диалектики на область познавательной деятельности. Материалистическая диалектика в марксистской философии является вместе с тем теорией познания и диалектической логикой. Термины «Т. о.» и «теория познания» в марксистской философской литературе употребляются как синонимы, когда имеется в виду их сущность или круг вопросов, относящихся к специфике человеческого познания.

Источник: Философский словарь. 1963

ОТРАЖЕНИЯ ТЕОРИЯ
учение, рассматривающее познание как отражение действительности в человеческом сознании. Отражение – это формирование в сознании чувственных образов, понятий, знаний, соответствующих познаваемым явлениям и процессам. В противоположность агностицизму  материалистическая гносеология утверждает принципиальную возможность познания дать адекватное отражение предметов материального мира. Материалистическая философия рассматривает  процесс  познания  как  отражение  объекта  в  субъекте.  Причем субъект здесь выступает не только страдательной, но и активной стороной. Он не только отражает, но в известной степени формирует объект. Образ, полученный в результате отражения, всегда есть субъективный образ объективного мира, т.е. он определяется не только особенностями предмета отражения, но и особенностями отражающего этот предмет  субъекта. Кроме того, человек не просто отражает мир, но отражает его с точки зрения своих потребностей. В этом смысле процесс познания всегда детерминирован реальными потребностями человека и общества на том или ином этапе его развития. Результатом  отражения является  получение знаний, соответствующих реальности. Поскольку же мир является бесконечным в своих связях и отношениях, поскольку он постоянно изменяется, развивается, то и познание предстает как бесконечный процесс движения  от  неполного ко все более полному и точному знанию.

Источник: Философия науки и техники: словарь

ОТРАЖЕНИЯ ТЕОРИЯ
(Abbildtheorie) — теоретико-познавательное учение, ведущее начало от Демокрита; согласно этому учению, познанное является точным отображением того, что должно быть познано. Теория отражения представлена главным образом в рамках материалистического мышления, например в английском сенсуализме и французском материализме XVIII в. Современная психология учит, что хотя окружающие нас вещи относятся к физической действительности как образ к тому, отображением чего он является, однако они воспринимаются не как нечто образное, т. е. указывающее на что-то подлинно действительное (см. Восприятие), а как сама действительность, независимая от Я. Особое толкование теории отражения лежит в основе диалектико-материалистической теории познания, в которой исходят из того, что она находит подтверждение в высшей нервной деятельности благодаря физиопсихологическим, нейрофизиологическим и нейрокибернетическим исследованиям. Применение теории отражения к предложению (высказыванию) является главной составной частью философии Витгенштейна, изложенной в его «Логико-философском трактате». Согласно Витгенштейну, предложение структурно отображает часть действительности; оно является «логическим образом» фрагмента действительности.
W. I. Lenin. Materialismus u. Empiriokritizismus, 1957 (russ. 1909); E. Müller. Das Abbildungsprinzip, 1912; N. Hartmann. Grundzüge einer Metaphysik der Erkenntnis, 1921; A. Willwoll. Seele u. Geist, 1938; A. J. Ayer. The Problem of Knowledge. London, 1956; E. Stenius, Wittgenstein’s Tractatus. Oxford, 1960, dt. 1969; P. V. Simonov. Widerspiegelungstheorie u. Psychophysiologie der Emotionen, 1975; H. H. Holz. Dialektik u. Widerspiegelung, 1983.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

ТЕОРИЯ ОТРАЖЕНИЯ
в марксистской философии составляет основу диалектико-материалистической теории познания. Т. о. имеет специфические задачи: раскрытие наиболее общих черт и закономерностей, присущих всем уровням и формам отражения; исследование возникновения и развития форм психического отражения, включая вопросы происхождения сознания и специально-научного обоснования возможностей познавательной деятельности человека; изучение связи характеристик содержания и формы образа, знания; раскрытие сущности отражения в неживой природе; выяснение особенностей отражения (сигнализации) в технике связи и управления, в частности соотношения и связи человека и кибернетических устройств. Исходным для Т. о. и марксистской гносеологии в целом служит диалектико-материалистический принцип отражения, согласно к-рому результаты познания должны быть относительно адекватны своему источнику — оригиналу. Они достигаются посредством двух взаимосвязанных требований и соответствующих им процессов: активного извлечения нужных и исключения ненужных, побочных сведений об оригинале. Отражение в качестве гносеологического принципа признавалось и в домарксистском материализме, однако, как отмечал Ленин, осн. бедой старого материализма было неумение применить диалектику к Т. о., вследствие чего отражение понималось как пассивное, мертвое “фотографирование” внешнего мира. Марксистская философия понимает отражение диалектически, как сложный и противоречивый процесс взаимодействия чувственного и рационального познания, мыслительной и практической деятельности, как процесс, в к-ром человек не пассивно приспосабливается к внешнему миру, а воздействует на него, преобразуя и подчиняя его своим целям. Поэтому лишены всякого основания попытки критиковать марксистскую Т. о. как “конформистскую”, к-рая якобы обрекает познающего субъекта на пассивное и недеятельное созерцание окружающего мира. Напротив, активная предметная деятельность человека и человечества возможна лишь на базе отражательной функции сознания, обеспечивающей адекватное познание мира и воздействие на него в соответствии с объективными законами.

Источник: Философский энциклопедический словарь