Theory of Moral Sentiments, 1759; рус. пер. 1997) — первое крупное произведение А. Смита. В этом сочинении Смит продолжает изучение природы человеческого духа с позиции теории внутренних чувств Хатчесона и Юма, которых считал своими учителями. Книга выдержала при жизни Смита 6 изданий.
Главная проблема этики — объяснение морального одобрения и неодобрения — формулируется Смитом как решение двух задач: 1) как понималась и как следует понимать добродетель, 2) какие способности души побуждают нас предпочитать достойное поведение. В своей теории нравственных чувств Смит выдвигает понятие симпатии как главное. Важную роль играет также понятие беспристрастного свидетеля (наблюдателя). Не будучи чувством, а скорее резонансом чувств, именно симпатия лежит в основе морального поведения, ибо на ее основе составляются ценностные суждения о характерах и действиях других людей. По Смиту, эгоизм, присущий человеку, восполняется чувством участия к другим. Это чувство основано на воображении о том, что чувствуют другие, на подстановке себя на их место. Сопереживание включает человека в общественные связи. Так от рассмотрения внутреннего мира человека Смит переходит к изучению человека в его отношениях к другим людям. Вне всякого общения с людьми у человека не было бы никакого понятия о приличии и неприличии своих поступков и чувствований, о достоинствах и недостатках своей мысли, а также о красоте или безобразии своего лица. 6-е издание работы Смит дополнил критическим обзором предшествующих и современных этических доктрин.
М. А. Абрамов
ТЕОРИЯ НРАВСТВЕННЫХ ЧУВСТВ
ТЕОРИЯ НРАВСТВЕННЫХ ЧУВСТВ
Источник: Новая философская энциклопедия
ТЕОРИЯ НРАВСТВЕННЫХ ЧУВСТВ
(«The Theory of Moral Sentiments») - произведение шотл. экономиста, правоведа и философа Адама Смита было впервые опубликовано в 1759 и выдержало при жизни автора шесть изданий. Наиболее серьезные изменения и дополнения в текст книги, основанной на лекциях Смита в ун-те г. Глазго, были внесены во второе (1761) и шестое (1790) издания.
В последнем издании, появившемся за несколько недель до смерти философа, было добавлено авторское «Предуведомление». Первые пер. на иностранные яз. — фр. и нем. — были осуществлены соответственно в 1764 и 1770. Рус. пер. П.А.Бибикова появился в 1868.
В 1997 вышел исправленный вариант данного пер., сверенный с англ. текстом последнего академического издания собр. соч. Смита («The Glasgow Edition of the Works and Correspondence of Adam Smith. Vol.1. The Theory of Moral Sentiments». Ed. by D.D.Raphael and A.L.Macfie. Oxford, 1976). Авторские дополнения к «Т.н.ч.» сводились, гл.о., к уточнению и расширению использования центрального понятия - понятия симпатии. Употребление Смитом данного понятия специфично и в определенном смысле расходится с современной и более узкой его интерпретацией.
В этом вопросе он продолжает традицию античного стоицизма (само слово «симпатия» др.-греч. происхождения; впоследствии оно перешло в лат. и другие европейские яз.), трактовавшего симпатию весьма расширительно, вплоть до понимания ее как метафизического принципа.
С другой стороны, в основе смитовской этической трактовки симпатии оказывается эпистемологическая традиция британского эмпиризма, в особенности учение Д.Юма (личного друга Смита) о перцептуальном опыте и активной роли воображения в человеческой жизни. Переносясь в воображении на место другой личности, мы сочувствуем ее неудачам или радуемся ее счастью, вызывая ответную симпатию этой личности к нам. По Смиту, симпатия как сострадание чужому горю является первичной, а как сопереживание чужих радостей - вторичной.
В целом симпатия - сложное рефлексивное отношение, и Смит описывает и анализирует различные его аспекты, говоря, напр., о «двойной симпатии», «прямой» и «косвенной» симпатии, «привычной» симпатии и других его видах. Использование оригинального приема примысливания «беспристрастного наблюдателя» (impartial spectator) позволяет Смиту избегать субъективизма в объяснении функционирования данного морального отношения. Т.о., философское истолкование симпатии шотл. мыслителем не совпадает с обыденным, и это следует учитывать при изучении «Т.н.ч.». Книга состоит из семи частей, каждая содержит большой эмпирический материал, основанный на фактах древней и современной автору истории. Это в известной степени затрудняет выявление собственно концептуальной стороны произведения. К тому же лишь в заключительной части Смит исследует вопросы, связанные с построением системы нравственной философии. Несмотря на отмеченные особенности, приводимые автором примеры оказывают суггестивное воздействие на читателя, постепенно приводя его к пониманию универсальной роли принципа симпатии. Смит - тонкий и внимательный «наблюдатель» человеческих страстей и эмоций.
В этом отношении его произведение - наиболее яркое проявление сентименталистской тенденции (см. Сентиментализм этический) в британской этике 18 в. Он описывает механизм действия страстей как в обществе, так и на уровне отдельного индивида (ч. I, гл. III—V), анализирует чувства одобрения и порицания и степень соответствия тех или иных поступков возможным наградам и наказаниям (ч. И, отд. I), оценивает роль чувства долга и нравственной самооценки в руководстве поведением (ч. III, гл. I и VI), показывает влияние особенностей характера на формирование общественно приемлемых форм поведения (ч. VI, гл. II). Смит также рассматривает воздействие соображений пользы на поступки, подчеркивая, «что первая и главная причина нашего одобрения или неодобрения не вытекает из сознания того, что может быть нам полезно или вредно» (ч. IV, гл. II). Этот вывод шотл. мыслителя впоследствии вызвал критический выпад против этики симпатии со стороны главного представителя британского утилитаризма И.Бентама.
В вопросе о соотношении альтруистических и эгоистических мотивов в человеческом поведении Смит-моралист отдает предпочтение первым, и это косвенно проявилось в низкой оценке этической позиции Б.Мандевиля, отнесении ее к «легкомысленным системам» нравственности. Вместе с тем необходимо учитывать, что утилитарно-эгоистические устремления людей были исследованы Смитом с экономической т.з. в знаменитом «Богатстве народов» (1776), к-рое в этом плане как бы дополняет исследование человека, начатое в «Т.н.ч.».
В «Т.н.ч.» автор выступает и как историк систем нравственной философии. Основные системы древности он подразделяет на системы, полагающие добродетель в приличии (Платон, Аристотель, стоицизм), благоразумии (эпикуреизм) и благожелательности (неоплатонизм). Выделяя определенные достоинства указанных учений, Смит одновременно критикует их за «склонность выводить все существующие явления из возможно меньшего количества положений». Напр., Эпикур отнес «все главнейшие предметы наших желаний и отвращений к телесным удовольствиям и страданиям». Смит, кроме того, критически оценивает более современные системы, полагающие принцип одобрения (или предпочтения) поступков в себялюбии (Т.Гоббс), в разуме (интеллектуализм этический), в нравственном чувстве (Ф.Хатчесон, а также утилитаристское истолкование симпатии Юмом).
В конце книги он показывает тесное взаимодействие нравственной философии и правоведения, отмечая, правда, что попытки «казуистов» (напр., от католической церкви) навязывать свою позицию в моральной сфере приводят к нежелательным последствиям. «Т.н.ч.» пользовалась большим успехом в свою эпоху, однако в нач. 20 в. этика симпатии была окончательно вытеснена в Британии учением утилитаристской школы, а в истории общественной мысли образ Смита-моралиста на долгие годы оказался заслоненным образом Смита — классика экономической мысли. Лит.: Campbell T.D. Adam Smiths Science of Morals. London: Allen and Unwin, 1971; Raphael D.D. Adam Smith. Oxford: Oxford UP., 1985. А.Ф. Грязное
В последнем издании, появившемся за несколько недель до смерти философа, было добавлено авторское «Предуведомление». Первые пер. на иностранные яз. — фр. и нем. — были осуществлены соответственно в 1764 и 1770. Рус. пер. П.А.Бибикова появился в 1868.
В 1997 вышел исправленный вариант данного пер., сверенный с англ. текстом последнего академического издания собр. соч. Смита («The Glasgow Edition of the Works and Correspondence of Adam Smith. Vol.1. The Theory of Moral Sentiments». Ed. by D.D.Raphael and A.L.Macfie. Oxford, 1976). Авторские дополнения к «Т.н.ч.» сводились, гл.о., к уточнению и расширению использования центрального понятия - понятия симпатии. Употребление Смитом данного понятия специфично и в определенном смысле расходится с современной и более узкой его интерпретацией.
В этом вопросе он продолжает традицию античного стоицизма (само слово «симпатия» др.-греч. происхождения; впоследствии оно перешло в лат. и другие европейские яз.), трактовавшего симпатию весьма расширительно, вплоть до понимания ее как метафизического принципа.
С другой стороны, в основе смитовской этической трактовки симпатии оказывается эпистемологическая традиция британского эмпиризма, в особенности учение Д.Юма (личного друга Смита) о перцептуальном опыте и активной роли воображения в человеческой жизни. Переносясь в воображении на место другой личности, мы сочувствуем ее неудачам или радуемся ее счастью, вызывая ответную симпатию этой личности к нам. По Смиту, симпатия как сострадание чужому горю является первичной, а как сопереживание чужих радостей - вторичной.
В целом симпатия - сложное рефлексивное отношение, и Смит описывает и анализирует различные его аспекты, говоря, напр., о «двойной симпатии», «прямой» и «косвенной» симпатии, «привычной» симпатии и других его видах. Использование оригинального приема примысливания «беспристрастного наблюдателя» (impartial spectator) позволяет Смиту избегать субъективизма в объяснении функционирования данного морального отношения. Т.о., философское истолкование симпатии шотл. мыслителем не совпадает с обыденным, и это следует учитывать при изучении «Т.н.ч.». Книга состоит из семи частей, каждая содержит большой эмпирический материал, основанный на фактах древней и современной автору истории. Это в известной степени затрудняет выявление собственно концептуальной стороны произведения. К тому же лишь в заключительной части Смит исследует вопросы, связанные с построением системы нравственной философии. Несмотря на отмеченные особенности, приводимые автором примеры оказывают суггестивное воздействие на читателя, постепенно приводя его к пониманию универсальной роли принципа симпатии. Смит - тонкий и внимательный «наблюдатель» человеческих страстей и эмоций.
В этом отношении его произведение - наиболее яркое проявление сентименталистской тенденции (см. Сентиментализм этический) в британской этике 18 в. Он описывает механизм действия страстей как в обществе, так и на уровне отдельного индивида (ч. I, гл. III—V), анализирует чувства одобрения и порицания и степень соответствия тех или иных поступков возможным наградам и наказаниям (ч. И, отд. I), оценивает роль чувства долга и нравственной самооценки в руководстве поведением (ч. III, гл. I и VI), показывает влияние особенностей характера на формирование общественно приемлемых форм поведения (ч. VI, гл. II). Смит также рассматривает воздействие соображений пользы на поступки, подчеркивая, «что первая и главная причина нашего одобрения или неодобрения не вытекает из сознания того, что может быть нам полезно или вредно» (ч. IV, гл. II). Этот вывод шотл. мыслителя впоследствии вызвал критический выпад против этики симпатии со стороны главного представителя британского утилитаризма И.Бентама.
В вопросе о соотношении альтруистических и эгоистических мотивов в человеческом поведении Смит-моралист отдает предпочтение первым, и это косвенно проявилось в низкой оценке этической позиции Б.Мандевиля, отнесении ее к «легкомысленным системам» нравственности. Вместе с тем необходимо учитывать, что утилитарно-эгоистические устремления людей были исследованы Смитом с экономической т.з. в знаменитом «Богатстве народов» (1776), к-рое в этом плане как бы дополняет исследование человека, начатое в «Т.н.ч.».
В «Т.н.ч.» автор выступает и как историк систем нравственной философии. Основные системы древности он подразделяет на системы, полагающие добродетель в приличии (Платон, Аристотель, стоицизм), благоразумии (эпикуреизм) и благожелательности (неоплатонизм). Выделяя определенные достоинства указанных учений, Смит одновременно критикует их за «склонность выводить все существующие явления из возможно меньшего количества положений». Напр., Эпикур отнес «все главнейшие предметы наших желаний и отвращений к телесным удовольствиям и страданиям». Смит, кроме того, критически оценивает более современные системы, полагающие принцип одобрения (или предпочтения) поступков в себялюбии (Т.Гоббс), в разуме (интеллектуализм этический), в нравственном чувстве (Ф.Хатчесон, а также утилитаристское истолкование симпатии Юмом).
В конце книги он показывает тесное взаимодействие нравственной философии и правоведения, отмечая, правда, что попытки «казуистов» (напр., от католической церкви) навязывать свою позицию в моральной сфере приводят к нежелательным последствиям. «Т.н.ч.» пользовалась большим успехом в свою эпоху, однако в нач. 20 в. этика симпатии была окончательно вытеснена в Британии учением утилитаристской школы, а в истории общественной мысли образ Смита-моралиста на долгие годы оказался заслоненным образом Смита — классика экономической мысли. Лит.: Campbell T.D. Adam Smiths Science of Morals. London: Allen and Unwin, 1971; Raphael D.D. Adam Smith. Oxford: Oxford UP., 1985. А.Ф. Грязное
Источник: Этика. Энциклопедический словарь. М. Гардарики 2001