ТЕОРИЯ МАЛЫХ ГРУПП
ТЕОРИЯ МАЛЫХ ГРУПП
частная социологич. теория, предмет к-рой – структура и функционирование малых социальных объединений (коллективов), их взаимодействие с обществом и личностью. Под малой группой (м. г.) обычно понимают малочисленную социальную группу, члены к-рой объединены общей деятельностью и находятся в непосредств. личном контакте, что является основой для возникновения как эмоц. отношений в группе (симпатии, неприязни, безразличия), так и особых групповых ценностей и норм поведения. К м. г. относят семью, производственный, научный, спортивный, воинский коллективы и нек-рые др. Минимальный размер м. г. – 2 чел., максимальный – неск. десятков человек (школьный класс). М. г. различны по роду деятельности, а также по механизмам взаимосвязи между членами группы, численности, степени устойчивости и т.д. Среди м. г. различают: формальную, в к-рой положение и поведение отд. членов строго регламентируется офиц. правилами организации; неформальную – организацию, возникающую в рамках формальной группы на основе психологич. взаимоотношений между членами; первичную группу, отличающуюся близкими и сердечными взаимоотношениями членов и играющую гл. роль в процессе социализации личности. М. г. характеризуется двусторонней структурной организацией: с одной стороны, она имеет свою собств. внутр. структуру, элементы к-рой – отд. члены, находящиеся в определ. взаимоотношениях, с другой – она выступает в качестве элемента более сложного социального организма. Поэтому, обладая нек-рой относит. самостоятельностью, м. г. зависит от более общих социальных структур. Первичный производств. коллектив и семья – малые социальные группы, к-рые служат связующим звеном между личностью и обществом, определяя осн. особенности ее жизнедеятельности и выступая проводниками идей, установок, ценностей и норм данного общества. В немарксистской социологии основы теории м. г. были заложены в работах Зиммеля, Дюркгейма, Кули, Тенниса. По Зиммелю, исходя из критерия взаимодействия, любая м. г. – общество в миниатюре. Кули ввел понятие первичных групп. Широкое изучение м. г. в бурж. социологии в США, Англии, Франции, ФРГ, Японии и др. странах было связано с попытками ликвидации классовых, нац. и расовых конфликтов, с задачами повышения морального духа в армии и эффективности пропаганды, борьбы с преступностью, разложением семьи, ростом психич. заболеваний и т.п. В изучении м. г. можно выделить ряд направлений: социометрическое (см. Социометрия), идущее от психиатрии (школа Дж. Морено), психологическое, или "групповая динамика", и социологическое. "Групповая динамика" (К. Левин, Р. Липпитт, Л. Фестингер, Дж. Картрайт и др.) – разновидность гештальтпсихологии – изучает природу образования м. г., законы их развития, функционирования и взаимосвязи с индивидами, др. группами. Ее проблематика включает изучение лидерства, образования социальных норм, соотношения групповых целей и индивидуальных мотивов, сплоченности группы, межгрупповых связей и др. Социологич. направление (Э. Мэйо, к-рый считается его основателем, У. Ф. Уайт, Дж. Хоманс, Р. Бейлс, Ф. Ретлисбергер и др.) делает акцент на наблюдение и интерпретацию поведения индивидов в м. г., связь м. г. с более широкими социальными системами. Представители этих направлений разработали методы исследования социально-психологич. отношений в м. г.: различные виды наблюдений, опросов, социометрич. технику (построение шкал, матриц и графич. изображение структуры м. г. на основе данных об эмоц. отношениях между членами группы, распределения ролей в ней и образцов взаимодействия между ее членами). Сделаны попытки формализации процессов в м. г. (Г. Саймон, К. Райнио, Б. Коэн, Дж. Снелл и др.). Хомансом разработана квазикибернетич. модель поведения в м. г. путем использования обобщенных социально-психологич. признаков и рассмотрения группы как социальной системы, существующей в среде. Теория м. г. в бурж. социологии считается типичным образцом "теории среднего уровня", одним из возможных подходов к созданию общей социологич. теории – от закономерностей поведения в м. г. к закономерностям общества в целом. Однако такой подход неправомерен, т.к. механизмы взаимоотношений людей в м. г. нельзя рассматривать как модель обществ. структуры в целом, в к-рой действуют общесоциологические, а не психологич. закономерности. Марксистские социологи, социальные психологи и педагоги исследуют внутриколлективные отношения, взаимодействие коллектива и личности, как правило, в связи с более общей системой отношений, в к-рую включен данный коллектив. Лит.: Маркс К., Энгельс Ф., Нем. идеология, Соч., 2 изд., т. 3, с. 19–20; Ленин В. И., Экономии, содержание народничества и критика его в кн. г. Струве, Соч., 4 изд., т. 1, с. 428–29; Бехтерев В. М., Коллективная рефлексология, П., 1921; Залужный А. С., Учение о коллективе, М.–Л., 1930; Шниpман А. Л., Коллектив и развитие личности школьника, "Уч. зап. ЛГПИ", 1962, т. 232; Кон И. С., Позитивизм в социологии, Л., 1964; Андреева Г. М., Совр. бурж. эмпирич. социология, М., 1965; Антипина Г. С., Проблема "малой группы" в эмпирич. социологии США, "ФН" (НДВШ), 1965, No 4; Валентинова Н. Г., Влияние взаимоотношений в производств. коллективе на повышение интереса к труду, в кн.: Социология в СССР, т. 1, М., 1966; Голубева Н. В., Кузьмин Е.С., Опыт изучения производств. коллективов, там же, т. 2, М., 1966; Карпов Ю. Д., Кочетов Г. М., Шубкин В. Н., Применение количеств. оценок в исследовании социально-психологич. отношений коллектива и личности, там же; Эйстеp А. У., Осн. направления в изучении малых групп, в кн.: Беккер Г., Босков ?., [сост.], Совр. социологич. теория..., пер. с англ., М., 1961; Бейлс Р., Теория и исследование малых групп, в кн.: Социология сегодня, пер. с англ., М., 1965; ?оmans G. С., The human group, N. Y., 1950; Bales R. F., Interaction process analysis: a method for the study of small groups, Camb., 1950; Stirn H., Die informelle Arbeitsgruppe, Dortmund, 1952; Hare A. P. [a.o.]. Small groups, [N. Y.], 1956; K?oskowska ?., Zagadnienie ma?ych grup spo?eczn?ch w socjologii, "Przegl?d Socjologiczny", 1958, t. 12; Сartwright D., Zander ?., Group dynamics, 2 ed., [L.], 1960; Berger J. [a.o.], Types of formalization in small group research, Boston, 1962; Hare A. P., Handbook of small group research, [3 ed.], N. Y., [1963]; Hahn E., B?rgerliche und marxistische Gruppenscziologie, "Dtsch. Z. Philos.", 1965, No 4; Rainio K. Social interaction as a stocbastic learning process, "Archives Europ?nnes de Sociologie", 1965, No l. Г. Антипина. Ленинград.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.