(Gap Theory).
Теория интервала, или теория реконструкции, это попытка примирить научные представления о различных геологических эпохах, составляющих историю Земли, с библейским повествованием о сотворении мира. Согласно этой теории, первые два стиха Быт 1 описывают состояние, к-рое длилось неопределенно долгий период и предшествовало шести дням творения, описанным в Библии (Быт 1:3 и дал.). В соответствии с таким взглядом сначала Бог сотворил мир (1:1), потом произошла катастрофа (1:2), после крой Он воссоздал творение (1:3 и дал.). Т.о., все геологические эпохи в истории Земли до появления Адама укладываются либо в интервале между (1:1) и (1:2), либо в период (1:2).
Самые ранние выражения этих представлений прослеживаются во взглядах Епископия (ум. 1643), голландского теолога, крый преподавал в Лейденском университете, и Розенмюллера (ум. 1815). BXIXb. в Англии сторонниками этой теории были теолог Т. Чалмерс, геолог У. Баклэнд, исследователь Библии Дж.П. Смит и историк Церкви Д.Х.Курц. В Соединенных Штатах популяризаторами этих идей были Дж.Пембер и Г.Риммер; к-ром е того, они представлены в первом издании "Справочной Библии Скоуфилда" (1909).
В наши дни теорию интервала вытеснило представление о том, что дни творения были длительными периодами. Некрые христиане считают упомянутой катастрофой потоп. Для многих кругов характерно критическое отношение к теории интервала, к-рое резюмировано в работах Оллиса, Рамма и Янга. Критика выражается в следующем: (1) представляется невероятным, что лишь один библейский стих повествует об изначальном творении (Быт 1:1), тогда как вторичному процессу воссоздания уделено гораздо больше места; (2) представляется необоснованной попытка перевести евр. глагольную форму "была" (Быт 1:2) как "стала"; (З)едва ли в словах "безвидна" и "пуста" подразумевается нечто большее, чем "необитаемая" и " незаселенная "; (4) представляется неоправданным истолкование Быт 1:2 с помощью представлений об ангелах и демонах, крые содержатся в книгах пророков (Ис 14; Иез 28); (5)теория интервала препоручает все, что касается геологии, одним лишь геологам, поскольку в Библии нет указаний на существование первичных формаций.
A. F.Johnson (пер. в. Р.) Библиография: О.Т. Allis, God Spake by Moses; В. Ramm, The Christian View of Science and Scripture; D.A. Young, Christianity and the Age ofthe Earth.
См. также: Эволюция; Творение, учениео нем.