ТЕОРЕЗА, ТЕОРЕЗИС

Найдено 1 определение
ТЕОРЕЗА, ТЕОРЕЗИС
греч. зрелище) —самопроизвольная активность знания как такового, энергийный источник теории. В отличие от теоремы положение, устанавливаемое посредством доказательства), теореза есть непосредственное обнаружение и полагание смысла. Соотношение теорезы и теоремы можно понять как соотношение акта и результата теоретической деятельности. Аналогично этому коррелируют другие пары греко-язычных терминов: поэзия и поэма (изначальные значения: творение; сотворенная вещь), аксиома и аксиозис достоинство; в научном смысле — положение, не требующее доказательства и принимаемое как интуитивно самоочевидное; делание достойным внимания), ноэза и ноэма в феноменологической традиции. Интересно привести историко-филологическую справку о значениях других однокоренных слов, выражающих специфику мифоцентрической культуры Древней Греции: созерцательная часть души; зритель, депутат, посылаемый на религиозные празднества или к оракулу. В античном театре место для зрелищ — производное того же корня) перед глазами теоросов разыгрывалась мистерия происхождения космоса, в инсценировке которой исполнитель роли должен был выразить через себя божественную творческую энергию, стать преисполненным богом, приковав к себе взгляды зрителей и заставив их замереть в ужасе или содрогнуться в хохоте. Эта мифологическая модель стала прообразом для собственно научной модели. В теорезисе возникает «идеализированный объект» как концептуальное ядро, вокруг которого строится научная теория. Исходное действие теоретика заключается в том, чтобы настроиться на восприятие излучения энергии, творящей вещь; обнаружить и зафиксировать начальный момент творения бытия исследуемого предмета, а затем дать возможность спонтанно развернуться всем его потенциям. Благодаря действию теорезиса непрерывно поддерживается общее напряжение или тонус (откуда интенциональность — направленность на предмет) мысли в контексте целостной теории, осуществляющее непосредственную взаимосвязь между всеми ее элементами, как актуализированными, так и пребывающими в возможности. Теорезис подобен лучу света, сканирующему поверхность границы с мраком, прикосновением чего осуществляется мгновенный переход от возможного к действительному, творение из небытия (ex nihilo), скачок от незнания к знанию. Теорезис есть условие возможности имманентизации трансцендентного — воплощения абсолютного в относительном. Будучи формальным началом теоретического познания, теорезис одновременно является его целевой причиной, притягивая к себе, как странный суператтрактор, интеллектуальное внимание теоретика и настраивая его на интуитивный лад. В этом смысле интуиция есть пристальное всматривание, сосредоточенное внимание и сфокусированный взгляд на сущность изучаемой вещи. В акте интуирования растворяется разделительная граница между объектом и субъектом и происходит самовозбуждающийся процесс их отождествления. В силу этого теория позволяет не только объективно объяснять явление посредством подведения под общие законы и встраивания в универсальные связи, но и субъективно понимать его уникальную единственность. Акт теорезиса является общим для всех представителей данной теории, устанавливая интеллектуально-интуитивную интерсубъективность знания, благодаря чему имеется возможность совместного вневременного (sub specie aeternitatis) обмена информацией по поводу единого предмета. Топологическую структуру теорезиса можно представить в следующем образе: из центра исходит единый луч, вокруг которого распространяются круги периферического движения, образующие вложенные друг в друга сферы, от которых обратно к центру направлены отраженные лучи. Вся система является самостоятельной и саморазвивающейся. В этом образе теория действительно оправдывает смысл своего имени — быть интеллектуальным «зрелищем», на которое приглашены все те, кто прошел соответствующую подготовку «отверзания глаз» и у кого открылась способность к умозрению. Философия как «любовь к мудрости» есть непрерывное действие теорезиса, благодаря чему она сохраняет единство своего предмета и интенций на протяжении всей истории. Это представлено в диалектике идей Платона, созерцаемых в свете умопостигаемого Солнца; в учении Аристотеля об Уме-Перводвигателе, мыслящем самого себя; в методологической концепции Р.Декарта о ясности и отчетливости как критериях истинности знания; в понятии «дела-действия» И.Фихте; в гегелевском учении о развитии Абсолютной Идеи; в феноменологии Э.Гуссерля и М.Хайдеггера, где феномен понимался как явление вещи в своем собственном свете; в онтологии «самого самого» А.Ф.Лосева, представляемого в развертке световой точки на фоне мрака и др. Автономность философии как раз и заключается в том, она является хранительницей теорезиса как такового, обеспечивая постоянное возобновление единства всего комплекса научных знаний.
См.: Романенко Ю.М. Бытие и естество: Онтология и метафизика как типы философского знания. — СПб.: Алетейя, 2002.
Ю.М.Романенко

Источник: Проективный философский словарь