ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЗНАТЕЛЬНОЙ НРАВСТВЕННОЙ ЖИЗНИ

Найдено 1 определение
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЗНАТЕЛЬНОЙ НРАВСТВЕННОЙ ЖИЗНИ
основное этическое произведение Л.М.Лопатина, опубликованное в ж. «Вопросы философии и психологии» (1890. Кн. 5) и представлявшее собой соединение трех заключительных лекций из публичного курса «Типические учения в истории морали», прочитанного Лопатиным в Политехническом музее. Статья занимает центральное место в ряду других, опубликованных с 1888 по 1890 (в т.ч. «Нравственное учение Шопенгауэра», «Вопрос о свободе воли», «Положение этической задачи в современной философии», «Критика эмпирических начал нравственности», «Нравственное учение Канта»), в к-рых Лопатин изложил свое этическое учение; в «Т.о. ...» задан основной круг проблем рус. религиозной этико-философской мысли 20 в. Этика играла определяющую роль в философии Лопатина. Главный этический пафос философии Лопатина заключается в убеждении, что «нравственные действия должны иметь мировое значение, простирающееся на всю Вселенную», что «мы должны понять добро как свойство и закон природы».
В «Т.о. ...» Лопатин исходит из того, что невозможно построить этику на эмпирических данных вне связи с умозрительным пониманием мира, что опыт не может быть той инстанцией, в к-рой раскрывается смысл нравственных движений. Нравственность необходимо предполагает метафизические основания и предпосылки. При этом наивным было бы рассчитывать на позитивное, научное решение вопросов в этике. О проблемах этики можно говорить только на языке «вероятностей» и «теоретических верований». «Т.о. ...» состоит из трех разделов, в к-рых рассматриваются основополагающие метафизические принципы этики: идея свободы воли, идея разумного миропорядка и идея бессмертия души. Впоследствии в том же ключе строил свою этику Н.О.Лосский (см. «Условия абсолютного добра»).
В первом разделе Лопатин пытается обосновать свободу воли как нравственное творчество, во многом предвосхищая постановку и решение этой проблемы в философии Н.А.Бердяева (см. «О назначении человека»). По Лопатину, суть нравственной свободы в том, что мы сами творим в себе свой нравственный мир и изменяем его своими усилиями. «Нравственная жизнь не вершится в нас, а мы сами ее совершаем», «нравственное добро представляет собой высшее произведение сознательного личного творчества». Принцип свободы воли Лопатин рассматривает как непреложное условие всякой этики, в чем бы ни заключался ее общий принцип - в удовольствии, счастье, пользе, долженствовании или каких-нибудь других целях жизни. Но само по себе это условие нравственности - только отрицательное. Для того чтобы оно стало действенным началом, необходимо обосновать нравственный идеал и прежде всего определить природу и смысл добра: имеет ли добро условную и субъективную или высшую и безотносительную цену? Здесь Лопатин задает тему, к-рая от В.С.Соловьева до Лосского стала главенствующей в рус. этической традиции 20 в. (см. «О добре и ме», «Оправдание добра»). Во втором разделе «Т.о. ...» Лопатин пытается обосновать добро как «свойство и закон природы», как идеал, движущий мировым развитием и удостоверяющий реальность нравственного миропорядка. Факт признания абсолютного добра и нравственного миропорядка наталкивается на опыт существования зла в мире. Это порождает явное противоречие между безусловной постановкой законов добра в нашем сознании и их несомненным безвластием над судьбами людей. Здесь перед Лопатиным встала проблема нравственного дуализма бытия (ср. «Свет во тьме» С.Л.Франка). Чтобы разрешить эту несообразность в мировом порядке, Лопатин, следуя И.Канту, принимает третье основополагающее условие этики: идею бессмертия души. Этому посвящается третий, заключительный раздел его статьи. Развивая кантовское моральное доказательство бытия Бога, Лопатин видит свою главную задачу в том, чтобы обосновать «неэгоистичность веры в личное бессмертие», полагая, что только при полном усвоении истины о бессмертии души становится до конца понятной бессмысленность эгоизма и утилитарность мотивов поведения. Если учение о личном бессмертии, подчеркивает Лопатин, и содержит эгоистический мотив, то исключительно «эгоистический мотив добрых действий».
В заключение Лопатин пытается дать теоретическое (метафизическое) обоснование идеи бессмертия, опираясь на краеугольный принцип своей философии - положение о субстанциональной природе человеческого духа, его неуничтожимости и вечности, к-рый он развивает в своем главном философском труде - «Положительные задачи философии». Основные идеи философии Лопатина (субстанциональная природа человеческого духа и его творческая активность, достигающая своего апогея в нравственном творчестве) позволяют охарактеризовать его философию в целом как этический персонализм. Лит.: Лопатин Л.М. Теоретические основы сознательной нравственной жизни // Лопатин Л.М. Аксиомы философии: Избр. ст. М: Российская политическая энциклопедия, 1996; Зеньковский ВВ. Истории русской философии. Л.: ЭГО, 1991. Т. II (1). С. 192-205; Рубинштейн ММ. Очерк конкретного спиритуализма Л.М.Лопатина //Логос. 1911-1912. Кн. 2-3. В. И. Назаров

Источник: Этика. Энциклопедический словарь. М. Гардарики 2001