концепции в науке и научные картины мира, включающие аппеляцию к понятию бога как необходимому объяснительному ресурсу для полного описания происхождения и функционирования природы, космоса как целостности, а также возможности их адекватного познания Человеком. Наибольшее и при этом гипертрофированное распространение теологизм получил в средневековом познании. Однако в умеренных вариантах(деизм, пантеизм, концепции предустановленной гармонии, как в мире объектов природы, так и между бытием и сознанием) широко использовался как создателями классической, так и неклассической науки (Галилей, Декарт, Кеплер, Ньютон, Кантор, Павлов, Тейяр де Шарден, Уайтхед и др.). Вопрос о возможности, необходимости и степени включения Бога в научную картину мира, совместимости науки и религии принадлежит к числу самых тонких и сложных проблем современной философии науки. (См. целостность, научная картина мира).