(Old Testament Theology).
Теология Ветхого Завета стремится изложить в более или менее упорядоченном виде величайшие откровения Божьей истины, крые встречаются в Св. Писании. Подобные утверждения могут включать прямое откровение от Бога о Его природе и замыслах, пророческую проповедь, возвещающую волю Божью о судьбе Израиля и всего мира, толкование особых тем или разделов Торы и их значения для современников. В ВЗ можно найти самые разнообразные высказывания о Боге, но в нем нет систематической теологии греха, искупления и Божьей благодати. Здесь нет и вероисповедных утверждений в форме Символа веры, крые могли бы служить для верующего стройной теологической системой.
Чтобы правильно сформулировать теологию ВЗ, сначала необходимо установить точные значения слов и писаний, как их воспринимали первые читатели и слушатели ВЗ. Древнееврейский язык богат оттенками значений и образностью, и понять мысль в.з. авторов можно лишь при исключительно точном переводе. При этом нужно иметь в виду, что значение некрых еврейских слов до сих пор неизвестно и что в процессе передачи текста возникало множество лингвистических проблем. Чтобы стать основой вероучения, этот перевод должен строиться на глубоком знании древнееврейской грамматики и синтаксиса, а также древних ближневосточных преданий и литературных традиций.
К-ром е того, нужно сочетать объективный исторический метод изучения и представление о непреложном и окончательном Божьем откровении, изложенном в письменной форме. Но и тогда интерпретация текста может не удовлетворить современных ученых, привыкших к новейшим методам систематизации теологических идей, в особенности если теология истории подменяется теологией бытия или сущности или смешивается с ней. И наконец, нельзя сводить мысль в.з. авторов к проблемам религиозной жизни древних евреев. Ее нужно рассматривать как часть непрерывного откровения, достигающего высшей точки в н.з. проповеди об искупительной роли Христа Мессии Израиля и Спасителя человечества. Имея все это в виду, выделим некрые наиболее важные представления, крые можно было бы включить в теологию ВЗ.
Учение о Боге. Учения, относящиеся к личности и природе Бога, начинаются с аксиоматического утверждения о Его существовании: это факт, крый может оспаривать лишь безумец (Пс 52:2). Бог основание всего сущего; Он открывает ся в сотворении мира и человека, а также в Слове Божьем, повествующем о Его воле и природе. В отличие от предвечного Бога, земля и ее обитатели сотворены, и их существование зависит от Творца и Его хранящей силы.
Его природа это бесконечный дух, и Он позволяет, чтобы Его иногда представляли антропоморфно. Получается, что у Него есть лицо, к-рое Он может скрыть от людей изза отчуждающего греха (Быт 4:14), но оно же может спасать народ Божий от плена и даровать ему покой (Исх 33:14). У Него есть руки, крыми Он творит дивные дела (Пс 142:5), и человек может услышать Его голос (Исх 3:4) сам или через пророков (напр., Ис 8:1; Иер 1:4; Иез 31:1), возвещающих Его слово. Иногда Бог является в чужом обличье и в виде посланника(Быт 22:1518; Ис 63:9), при этом посланника всегда можно отличить от Творца (ср. Быт 24:40). В образе "человека" или "посланника" из Быт 32:24 обычно видели прообраз Христа, хотя не все интерпретаторы разделяли это представление.
К-ром е того, личность Бога характеризуют разные имена, крые в древней ближневосточной традиции обозначали различные свойства Его характера и действий. Так, Мелхиседек называет Господа Всевышним (Быт 14:18). Другие имена Божьи: Всемогущий (Исх 6:3), "Бог видящий меня" (Быт 16:13), "Господь Бог Израилев" (Быт 33:20) и Яхве ("Аз есмь Сущий"), Это имя, к-рое часто транслитерируют как Иегова или Яхве, неопровержимо утверждает существование Божье и характеризует Его как единственного истинного и живого Бога (ср. Ис45:5), Который связал Израиль узами завета. В силу этого Израиль занимает уникальное место в человеческом обществе и становится средством будущего откровения.
Имена Божьи открываются в ответ на особые человеческие нужды, и в эпоху Вавилонского пленения названное при заключении завета имя Божье означало самого Бога, Которому поклонялись патриархи. Он был готов исполнить прежние обетования, избавить народ Израилев от рабства и привести его в Землю обетованную, где Израиль мог бы служить единственному истинному Богу и быть примером для соседних народов. Это свидетельство говорит о святости Бога (Лев 11:44), Его правде (Ам 5:24), справедливости (Мих 6:8) и предупреждает о суде Бога Господина Израиля и всей земли. Бог желает, чтобы Ему поклонялись народы всей земли (Мих 4:13), но требует отречься от идолопоклонства и беззакония. Его милость к греховному человечеству явлена в обетовании грядущего Мессии, Который станет светом для просвещения язычников и славой Израиля. Потомок рода Давидова (Иер 23:56), Он свершит дела огромного духовного значения, благодаря крым человечество будет избавлено от рабства греху.
В ВЗ Бог всемогущее существо (ср. Быт 18:14) и цельная личность; Он может быть познан как Бог на каждой стадии исторического процесса. Он всеведущ (ср. Притч 15:3) и обладает полнотой знания о грядущих событиях до конца времен (ср. Ис 46:10). В основе Его замыслов и деяний любовь и милость (hesed ), обнимающие творение и тварь (Пс 144:9) и достигающие высшего выражения в благословении и искуплении. Представление о Боге как Отце связано с возникновением народа Божьего, его усыновлением и подвигом Мессии, Который своей искупительной жертвой увеличит семью верующих. Как Отец Бог требует от своих детей сыновней любви и послушания (Мал 1:6) и накажет их за отступничество.
В ВЗ Бог действует через животворящий Дух {так), Который поддерживает творение(ср. Иов 34:14; Пс 103:30)и дает жизнь человеку (Быт 2:7). Понятие о том, что Св. Дух Божий активный участник в сотворении мира, основано на неправильном прочтении Быт 1:2: древнееврейское понятие mah eldhim ("Дух Божий") лучше толковать как "грозный ветер". Вообще, в ВЗ говорится сравнительно мало о природе Бога как Духа и все внимание в.з. авторов сосредоточено на Божьих деяниях в мире и в человеческом обществе.
Учение о человеке и грехе. В.з. учения о природе человека основаны на предположении, что человек создан по образу Божьему (imago Dei). Два др.евр. слова, selem и demut, употребляются в Быт 1:2627; 5:1,3; 9:6 для обозначения человека как неповторимого отражения Бога. Т.о., человек отличается от других форм тварной органической жизни, над крой он получил власть (Быт 1:28). Хотя он тоже тварь, именно это обстоятельство проясняет природу образа Божьего в человеке. По Св. Писанию, человек не обладает врожденной божественностью; он сотворен из праха земного (вернее, " персти ") и стал живою душою после того, как Бог вдунул в него дыхание жизни (Быт 2:7). Благодаря этому человек обрел свое место в мире, иначе говоря свою неповторимую индивидуальность, или личность. Дух в человеке от Бога, духовного источника всякой плоти (Чис 16:22). Из Быт 2:7 явствует, что человек душа, т.е. что в человеке метафизическое начало тесно переплетается с физическим. Т.о., человек это не просто тело, "обладающее" душой, но живой принцип духовности, имеющий физическое продолжение.
Природа человека как образа его Создателя последовательно связывается в ВЗ с идеей Бога как Творца всего сущего. Идея образа Божьего призвана показать, что человек божественен не по природе своей, как Бог, а имеет определенную степень божественности, напоминающую ему о том, что он отражает Творца как никто в творении. Именно поэтому псалмопевец возвеличивает человека и сравнивает с ангелами (Пс 8:6). Когда изначальная чистота человека была опорочена грехом неповиновения, образ Божий в человеке потускнел. Поэтому соответствие между природой Божьей и человеческой стало косвенным. Теперь божественность может отчетливо отражаться лишь в самом Боге, и ВЗ ясно говорит об этом.
Для того чтобы правильно понять, что такое грех, благодать, спасение и другие в.з. идеи, необходимо составить себе точное представление об образе Божьем. В Эдеме человек восстал против Бога, поэтому образ Божий в человеке искажен, но не уничтожен. Это событие определяет грех как отвержение или неповиновение воле Божьей, известной и раскрытой человеку. С этой точки зрения человек стал "плотью" (Быт 6:3) слово, к-рое означает смертность, хрупкость, эгоцентризм и преходящесть.
Изза греха человек обрек весь род людской смерти (Быт 3:19), но брешь между Творцом и тварью была частично восстановлена благодаря жертвоприношениям, достигшим максимальной определенности в эпоху Моисея. В в.з. законе детально расписано, как следует восстанавливать связь между грешником и Богом (Лев 17), и один из наиболее известных обрядов в иудаизме день Очищения (Лев 16), когда народу прощались случайные грехи, ошибки или упущения. Эти неумышленные проступки отличались от намеренных грехов (Чис 15:30), крые представляли собою открытое неповиновение духовности завета и потому не могли быть прощены.
Учение об искуплении. Цель жертвоприношений искупить человеческий грех. Для этого выбирали жертвенное животное и приносили его Богу. Считалось, что грехи человека символически переходили на это животное. Когда его забивали, Бог принимал пролитую кровь вместо крови грешника. ВЗ ясно говорит о том, что жертвенное животное само по себе не имело никакого смысла, и лишь когда его приносили Богу, согласно предписанному закону, его кровь примиряла грешника с Богом (Лев 17:11). Такое приношение называли "великой святыней" (Лев 7:1), поскольку оно помогало человеку исполнить священный долг. Некрые пророки осуждали жертвоприношения (Ис 1:11; Ос 6:6; Ам 5:21), однако их больше интересовали причины, породившие этот обряд, нежели само установление.
Грешник исцеляется благодаря милости Божьей; в ВЗ этому слову соответствует слово hesed. Его часто переводят как "благоволение", и оно означает побудительную причину Божьих заветов с Его народом (Втор 7:12). Иногда это слово употребляется без всякой связи с заветом (Иер 31:3). Там, где слово hesed относится к Богу, оно выражает Его милость к человеку, причем акцент ставится на верности Бог верен своим обетованиям. Другое слово hen ("милость") зачастую предполагает то, что даруется или испрашивается незаслуженно (Исх 33:13). Бог связал Израиль свободными узами милости и любви, заключив с ним договор. Форма этого договора напоминает те договоры, крые заключали во II тыс. до н.э. хеттские цари с подвластными им народами . В своей милосердной любви Бог обещал хранить свой народ и заботиться о нем, если тот будет повиноваться и почитать Его как единственного истинного Бога. Как и в хеттских договорах, предусмотрена суровая кара за нарушение заветов, но основное внимание уделено позитивной стороне отношений между Богом и Его народом.
Теология ВЗ занимает очень важное место в в.з. мысли, поскольку сообщает дисциплину и духовность народу, крый призван подражать своему Богу в своей жизни. Постепенно складывается идеальный образ давно предсказанного Мессии. Изначально это историческая личность; Его представляют в ореоле царского величия, сначала как идеального правителя, подобного царю Давиду, потом как помазанника (Мессию), Который придет в конце времен, чтобы возвестить Царство Божье. Величие этой личности предсказано Исайей (Ис 9:67; 11:15), а историческую преемственность особенно подчеркивает Иеремия (33:1415). Природа мессианского царства предсказана Захарией (9:910; 12:79), и задолго до прихода грядущего царя точное место его рождения предсказал пророк Михей (5:20). Хотя дом Давидов после дней Аггея (520 г. до н.э.) постепенно утрачивал свое политическое влияние, ожидание грядущего Мессии какоето время становилось все более напряженным (см. слова о "Христе" в Дан 9:25). Во время служения Христа в народе были распространены чаяния будущего избавителя посланника Божьего, призванного избавить евреев от римского владычества. Кумранская секта тоже была охвачена мессианскими чаяниями, хотя и другого рода.
В в.з. учениях об искуплении и возрождении, в особенности у Исаии, появляется загадочное упоминание о "рабе Яхве". В пророчестве оно в равной степени относится как к отдельному человеку, так и к народу, поэтому невозможно точно определить, кого имеет в виду автор. На месте Израиля раба Божьего (Ис 41:8; 42:19; 44:1) в других отрывках (Ис 42:1; 49:1; 52:13; 53:11) появляется человек, крый восстановит народ Израилев (Ис 49:56) и прославит Бога по всей земле. Праведность этого человека и миссия помазанника Божьего исключают возможность того, что имеются в виду такие крупные вожди, как сам Исайя, и все, кто был прежде него (Ис 52:13). Кир и Зоровавель тоже не могут претендовать на эту роль, поскольку ни тот ни другой не принял жертвенную смерть за евреев и язычников. Раб должен быть Божьим пророком. Он облечен силой Духа(Ис 42:1; 61:1) и установит Божью правду на земле (Ис 42:4). Он пострадает за чужие грехи и умрет позорной смертью (Ис 53:3,9). Его искупительная жертва asam станет "жертвой умилостивления" (Ис 53:10). Если ее примет Бог, она вменится в праведность многим людям, кем бы они ни были. Т.о., подвиг раба Яхве изменит прежние всеобщие представления о спасении, крые существовали при Синайском завете, и усилит размах искупительного дела Божьего. Он должен спасти весь род человеческий и сделать Божий призыв к прощению и общению личным, а не общественным (Иер 31:2930). Подобно тому как ни один смертный не в силах исполнить предназначение помазанника Божьего, целый народ тоже не способен достичь этой цели как в реальном, так и в идеальном, нравственном смысле.
Очевидно, что между страждущим рабом Яхве и Мессией, идеальным царем Израиля, есть много общего. Оба потомки царя Давида (2 Цар 7:1516; Ис 11:2; 42:1) и поставлены Богом на это служение (Ис 11:2; 42:1). Царь свидетельствует о Боге и Его спасительном замысле перед другими народами, не связанными заветом (Ис 55:3); та же миссия возложена на раба Яхве (Ис 49:6). И наконец, Мессия, называемый "Отраслью", в послепленном пророчестве приравнен к рабу Яхве (Зах 3:8).
Другой таинственный образ, имеющий отношение к Божьему замыслу о будущем Израиля, Сын Человеческий. В некрых стихах это представитель рода человеческого (Пс 8:5) или обобщенный человек во плоти (Дан 10:16, 18). В древнееврейском языке слова enosmben adam ("сын человеческий") иногда синонимичны (Иов 25:6; Пс 8:5; 90:3; 144:3). Некрые ученые считают, что "сын человеческий" в Дан 7:13 или образ идеального народа, или так названы святые. Другие предполагают, что это небесноесущество, к-рое представляет народ Израилев, и вместе с тем священное лицо. А это в свою очередь говорит о его мессианском служении, и именно в таком значении его употребляет Христос.
Эсхатология. Эти темы поднимают вопрос о конечных судьбах мира что будет, когда окончится существование отдельного человека или целого народа? ВЗ говорит о том, что и то и другое зависит от Бога, и связь с Ним сулит благословение (Иов 19:2526) или бедствие (Пс 9:17). Но в целом в ВЗ очень мало говорится о жизни после смерти, в отличие, напр., от египетской религии. Считалось, что каждый иудей после смерти неизбежно попадал в Шеол призрачное подземное царство теней, оставшихся от их прежних личностей. Некрые отрывки говорят о том, что в Шеоле присутствие и дела Божьи едва различимы (Пс 87:1112; Ис 38:18), но из других явствует, что Бог присутствует даже в преисподней (Пс 138:8). Считалось, что мертвые недоступны для живых, и лишь однажды в драматической ситуации тень Самуила была вызвана из Шеола, чтобы дать совет Саулу (1 Цар 28:1419). Учение о личном воскресении отчетливее всего звучит в Дан 12:2.
Национальное призвание Израиля было основано на Синайском завете, поэтому всех привлекала идея всеобщего спасения, к-рое должен был принести грядущий Мессия. Возможность национального возрождения ясно предсказана в видении Иезекииля (Иез 37:114), где обрисован новый акт творения, сравнимый с сотворением мира (Быт 2:7). Несмотря на эти упования, первые пророки осуждали Израиль за то, что он восстал против установлений завета, и говорили о грядущем дне Господнем, когда нераскаявшийся Израиль будет наказан и лишится благословения (Ам 5:1820). Другие пророки обещали, что в этот день вся земля признает справедливую власть Господа (Ис 11:9). Этот Божий план всеобщего искупления важен в связи с упадком дома Давидова и унижением народа Израилева изза его отступничества (Зах 11:1014). Все было готово к тому, чтобы Господь положил начало новой эре благодати, явив себя в силе и сокрушив врагов израильского народа на горе Елеонской (Зах 14:34). Теперь, по слову пророка, Он будет царем над всей землей и имя Его будет единым для всех народов (Зах 14:9), ибо Он судит праведно (Пс 95:13; 97:9).
R.K. Harrison (пер. А. К.)
Библиография: W. Eichrodt, Theology of the ОТ; Y. Kaufmann, The Religion of Israel; J. B. Payne, The Theology of the Older Testament; G. F. Hasel, ОТ Theology; G. von Rad, ОТ Theology; H. Schultz, ОТ Theology; Т. C. Vriezen, An Outline of ОТ Theology; H.H. Rowley, The Faith of Israel; L. Koehler, ОТ Theology; A. B. Davidson, The Theology of the ОТ; О. Baab, The Theology of the ОТ.
См. также: Имена Божьи; Бога, атрибуты; Бог, учение о Нем; Образ Божий; Грех; Сын Человеческий; Дары и жертвоприношения в библейские времена; Мессия.