(New England Theology). Это название закрепилось за теологической традицией, идущей от Дж.Эдвардса (170358) и продолжавшейся в XIX в. У этой традиции не было объединяющего начала в виде набора общих верований, поскольку последователи Эдвардса внесли в его учение существенные коррективы. С Эдвардсом их объединяет интерес к таким проблемам, как свобода воли, нравственность Божьего правосудия и соотношение между причинностью и грехом.
Джонатан Эдварде. Эдварде стремился показать (чтобы теологически доказать), что Великое пробуждение, происходившее в североамериканских колониях, было делом самого Бога. В связи с этим он разработал свою интерпретацию кальвинизма, края оказывала влияние на американскую религиозную жизнь в течение более чем 100 лет.
В книге "Свобода воли" (1754) Эдварде, творчески развивая идеи Августина и Кальвина, представил свой взгляд на природу человека и проблему спасения. Основной тезис книги состоит втом, что "воля" не сущность, а выражение самого сильного мотива в характере индивидуума. В подтверждение этого в работе "Первородный грех" (1758) Эдварде утверждает, что весь род человеческий был сосредоточен в Адаме. Адам согрешил, и все люди разделяют его греховность и вину.
Ранее, в 1746 г., Эдварде опубликовал книгу в жанре практической теологии под названием "Религиозные чувства", где доказывал, что истинная христианская вера проявляется не в интенсивности религиозных эмоций, а в искреннем обращении к Богу, в стремлении любить Его и делать угодное в очах Его. После смерти Эдвардса был издан его труд "О природе истинной добродетели" (1765), где праведная жизнь определена как "любовь к Бытию в целом". Иначе говоря, истинная праведность это те дела, крыми воздается честь Богу как чистому Бытию и другим людям как существам, созданным по образу Божьему.
Дж. Эдварде благоговел перед Божьим величием и великолепием. Главными темами теологии Эдвардса были величие и слава Божьи, полная зависимость грешного человечества от Бога, дарующего спасение, и непревзойденная красота святой жизни. Эдварде был не только страстно верующим христианином, но и величайшим в американской истории теологом. Его последователи, уступая ему в теологии, унаследовали его стремление к духовному пробуждению и высочайшую нравственную серьезность.
"Новая теология". Так называется следующий этап в развитии движения "теология Новой Англии". Он представлен прежде всего Дж. Беллами (171990) и С. Хопкинсом (17211803), священниками из Новой Англии, крые учились вместе с Эдвардсом и были его ближайшими друзьями. Беллами, подобно Эдвардсу, настаивал на том, что искупление зависит только от Бога, само же человечество не может себя спасти. Поддерживал он и идею Эдвардса о том, что человек, крый не может засвидетельствовать, что он получил Божью благодать, не может стать членом церковной общины. Хопкинс развил мысли Эдвардса о добродетели в стройную этическую систему. Ключевым для этого учения стало понятие "беспристрастное благоволение". В частности, Хопкинс был непримиримым противником рабства, считая его несовместимым с представлением о человеке как об образе Божьем . Он полагал, что ради славы Божьей мы должны быть готовы принять все, даже вечное осуждение.
Беллами и Хопкинс внесли первые изменения в идеи Эдвардса. Беллами предложил "управительный" взгляд на искупление, согласно к-ром у именно Божья справедливость потребовала Христовой жертвы. Эдварде, между тем, придерживался традиционных воззрений, считая, что смерть Христа была необходима вследствие Божьего гнева на человеческие грехи. Хопкинс, в отличие от Эдвардса, больше размышлял о таких вечных категориях, как долг, добро и справедливость, чем о непосредственной встрече человека с Богом. Хопкинс считал, что теологкальвинист может и должен показать, каким образом грех послужил во благо всему мирозданию. По его мнению, греховная природа человека результат грехов, совершаемых всеми людьми, а не прямое следствие Адамова грехопадения. Он чаще говорил о долге христианина как о правовых обязанностях, чем как о естественных проявлениях просветленного верой сердца.
XIXв. Позднейшие последователи Эдвардса внесли в учение гораздо более серьезные коррективы, чем Беллами и Хопкинс. Т.Дуайт (17521817), внук Эдвардса и ректор Йельского колледжа, полагал, что спасение во многом зависит от самого человека, и подчеркивал рациональный аспект христианской веры. Дж. Эдвардсмл. (17451801), крый учился с Дж. Беллами, развивал его идеи об "управительном" искуплении и говорил об особой значимости данного Богом закона для христианской жизни. Подобно Дуайту, он рассматривал греховность как сумму злых дел, а не как изначальное состояние бытия, из крого проистекают злые дела.
К тому времени, когда Н.У. Тейлор (17861858), лучший ученик Т. Дуайта, начал преподавать теологию в Йельской теологической школе(1822), последователи Эдвардса уже существенно изменили его первоначальное учение.Тейлор, представлявший уже т. н. ньюхейвенскую теологию, отступил от воззрений Эдвардса на свободу воли, настаивая на " естественной силе свободного выбора ". К-ром е того, Тейлор особо отмечал, что причина греховности кроется в греховных поступках, а не в лежащем в ее основе состоянии.
"Теология Новой Англии" серьезно влияла на духовную жизнь Америки в течение всего XIX в., задавая тон теологическим дебатам и в самой Новой Англии, и в других частях страны. Заданная этим учением проблематика оставалась в центре внимания теологов Йеля до сер. XIX в., а в Андоверской семинарии и того дольше. Андоверская семинария, основанная в 1808 г. конгрегационалистамитринитариями, объединила в своих стенах умеренных кальвинистов и твердых последователей С.Хопкинса. Последний великий теолог Андовера, считавший себя продолжателем дела Эдвардса, Э. А. Парк (1808 1900). Он представлял умеренную реакцию на теологию Тейлора, говоря об особой роли Бога в нашем спасении. Однако Парк придерживался целого ряда характерных для XIX в. (а не для Эдвардса) взглядов на возможности человека. За этот либерализм его критиковали кальвинисты из Принстонской пресвитерианской семинарии, крые глубоко чтили Эдвардса, но так и не сумели проникнуться его чувством красоты Бога.
"Теология Новой Англии" обладала огромным потенциалом в сфере тщательных теологических исследований, но это преимущество порой превращалось в слабость, приводя к сухости и схоластике в проповедях. И все же таким личностям, как Эдварде, Дуайт и Тейлор, при всем их несходстве, в равной степени удавалось сообщить верующим пламенное стремление к духовному возрождению и интенсивной христианской жизни.
Трансформация и закат движения, известного как "теология Новой Англии", определялись историей США в XIX в. Страна, считавшая, что она предоставляет индивидууму почти неограниченные возможности, все меньше интересовалась теологией,основанной на вере во всемогущество Бога. Примечательно, что, когда теологи XX в. (Х.Р. Нибур, Дж. Харутунян) заново открыли "теологию Новой Англии", они почерпнули у ее основоположника, Эдвардса, много ценных и отнюдь не устаревших мыслей.
М.А. NoLL(nep. А.Г.) Библиография: 3. A. Conforti, Samuel Hopkins and the New Divinity Movement; F. H. Foster, Л Genetic History of the New England Theology; J. Haroutunian, Piety Versus Moralism: The Passing of the New England Theology; H. R. Nieburh, The Kingdom of God in America; В. B. Warfield, "Edwards and the New England Theology", in The Works of Benjamin B. Warfield, vol. IX: Studies in Theology; A.C. Cecil, Jr., The Theological Development of Edwards Amasa Park.
См. также: Эдвардс, Джонатан; Дуайт, Тимоти; Тейлор, Натаниэль Уильям; Ньюхейвенская теология.