(TheologiaCru cis). Это наиболее яркий вклад Мартина Лютера в развитие христианской теологии. Через пять месяцев после того, как он прибил к дверям Виттенбергской церкви прокламацию, содержавшую 95 тезисов против продажи индульгенций, Лютер сформулировал доктрину, известную как "теология креста". Противопоставленная "теологииславы", "теология креста" связана с такими понятиями, как Бог сокрытый и Бог открывшийся.
До грехопадения человек знал Бога напрямую, непосредственно. В Эдемском саду с человеком общался Бог открывшийся. Грехопадение принесло человеку не только личную смерть и моральную деградацию, но и отняло у него способность общаться с Создателем. Бог открывшийся стал Богом сокрытым, и теперь общение человека с Богом может быть восстановлено лишь через искупление. В в.з. времена, столь богатые чудесами, военными победами и величественными ритуалами, Бог встречался с людьми лишь у ковчега завета, на месте жертвоприношений и искупления грехов ("Там Я буду открываться тебе", Исх 25:22). Но последнее место встречи Бога с человеком это крест. Там Бог познается не в силе, а в слабости, там Он постигается не как абсолютная Мощь и Величие, а как Любовь, края готова на страдания, чтобы вновь обрести потерянного человека.
К сожалению, современный человек стремится познать лишь Бога открывшегося. Язычник видит силу Божью в сотворенной вселенной,но это приводит его к еще худшему идолопоклонству. "Цивилизованный" верующий ищет Бога в проявлениях Его величия и в нравственном самоусовершенствовании. То и другое трагическая ошибка. Бог может открыться человеку только на кресте. Об этом говорят и мудрые слова Лютера: "Проповедуй только одно мудрость креста".
F.R. Harm (пер. А. Г.) Библиография: Р Althaus, The Theology of Martin Luther; W. von Loewenich, Luthers Theology of the Cross; The Encyclopedia of the Lutheran Church, 1,641; G. Wuensch, Luther in derGegenwart.
См. также: Лютер, Мартин; " Теология славы ".