ТЕОЛОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское]

ТЕОЛОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА
этика, основывающаяся на к.-л. теологической системе. Наиболее влиятельными направлениями Т. э. были и являются этические учения трех осн. религий: христианства, ислама, буддизма. Источником морали в Т. э. является бог, к-рыи выступает как воплощение морального добра и добродетели, а зло и аморальность об-ва объясняются “грехопадением” человека. Бог к тому же выступает и как единственный критерий морального. Тот или иной поступок является добром или злом потому, что он соответствует или противоречит “сущности” или воле бога. И наконец, бог выступает в качестве моральной санкции, т. е. является единственным авторитетом при оценке моральности поступка. Т. э. антисоциальна по своей направленности, ибо отрицает правомочность об-ва в вынесении моральных оценок. Большое место в ней занимает учение о вознаграждении праведников и наказании грешников, к-рое теологи связывают с гибелью этого мира (Эсхатология). Полное торжество добра и справедливости связывается либо с загробной жизнью, либо с наступлением “царства божьего”. Отсюда возведение в ранг добродетели покорности, смирения, непротивления злу и всепрощения.

Источник: Философский энциклопедический словарь

Этика теологическая
этика, основывающаяся на к.-л. теологической системе. Наиболее влиятельными направлениями Э. т. были и являются этические учения трех осн. религий: христианства, ислама и буддизма. Источником морали в Э. т. является бот. Бог выступает как воплощение морального добра и добродетели, а зло и аморальность об-ва объясняются «грехопадением» человека. Бог, к тому же, является и единственным критерием морального. Тот или иной поступок является добром или злом потому, что он соответствует или противоречит «сущности» или воле бога. И, наконец, бог выступает в качестве моральной санкции, т. е. является единственным авторитетом при оценке моральности поступка. Э. т., т. о., антисоциальна по своей направленности, ибо отрицает правомочность об-ва в вынесении моральных оценок. Большое место в вей занимает учение о вознаграждении праведников и наказании грешников, к-рое теологи связывают с гибелью этого мира (Эсхатология). Полное торжество добра и справедливости связывается либо с загробной жизнью, либо с наступлением «царства божьего». Отсюда возведение в ранг добродетелей покорности, смирения, непротивления и всепрощения. Э. т. выступает в качестве моральной апологии эксплуататорского об-ва. Этический релятивизм — отношение к нормам морали как чистым условностям, отрицание обязательности следования общим принципам поведения, признание невозможности дать верную моральную оценку поступку. Э. р. — следствие метафизического преувеличения относительности моральных норм, якобы лишенных элемента абсолютности. Релятивизм ведет к отрицанию возможности создания научной этики. В древн. мире Э. р. ярко проявился в учении скептиков (Пиррон и др.). Он присущ и некоторым совр. буржуазным направлениям в философии: неопозитивизму, экзистенциализму и прагматизму. Напр., Айер и Карнап считают невозможной даже постановку вопроса о правильности или неправильности моральной оценки. Э. р. имеет своим логическим следствием оправдание аморализма.

Источник: Философский словарь. 1963