ТЕОКРАТИЯ

Найдено 16 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Теократия
1) власть, освященная Богом; 2) форма правления, при которой политическая власть принадлежит духовенству, церкви.

Источник: Философия логика и методология науки Толковый словарь понятий. 2010 г.

ТЕОКРАТИЯ
(от греч. theos — бог и kratos — власть, боговластие) — форма управления государством, при котором светская власть находится в руках духовенства, церкви.

Источник: Философско-терминологический словарь 2004

Теократия
(греч. theos – Бог + kratos – власть) – форма правления, при которой глава государства (обычно монархического) одновременно является религиозным главой господствующей в государстве Церкви.

Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017

ТЕОКРАТИЯ
(Theokratie; греч.) — боговластие, форма управления государством, при котором светская власть находится в руках духовенства, церкви, правящих как бы от имени Бога, например в Древнем Египте, Иудее, во времена католического средневековья, есть также «угодные Богу» войны.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

Теократия
(θεός Бог, κρατέω владею) — такой образ правления, в котором все повеления и запрещения делаются как принятые от самого Бога, а потому деятелями, по крайней мере главными, теократического правления бывают жрецы. Теократия господствовала в древнем Китае, в Египте, в Индии и у Иудеев.

Источник: Философский словарь или краткое объяснение философских и других научных выражений. Киев 1876 г.

ТЕОКРАТИЯ
от греч. the6s - Бог и krдtos - власть, боговластие) - форма управления государством, при котором светская власть находится в руках двуховенства, церкви, напр. в древнем Египте, Иудее, во времена католич. средневековья. Теократический - основанный на теократии, относящийся к теократии.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ТЕОКРАТИЯ
греч.-Бог и власть): форма правления, при которой государственную власть возглавляет глава церкви. Пример теократии – государство Ватикан, во главе которого стоит папа римский. В русской религиозной философии термин используется для обозначения общественного строя, основанного на любви и правде как высших ценностях христианской религии.

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

ТЕОКРАТИЯ
(от греч. theos - бог, kratos - власть) - палит, строй, при к-ром вся полнота власти принадлежит непосредственно духовенству и его главе, а церк. аппарат одновременно является и государственным. Ярким примером теократии может служить история Папской области (756—1870), где в руках римских пап соединялась полит. и духовная власть. Карликовым теократич. гос-вом является и совр. г. Ватикан.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

ТЕОКРАТИЯ
боговластие") – форма управления государством, осуществляемая священниками, духовенством, церковью. Все государства, где религия имеет ведущее положение в политике, в управлении обществом, где религиозные деятели занимают важные или главные посты в управлении, можно отнести к теократическим (Древняя Иудея, Древний Египет, католическая Европа в средние века, Иран, Афганистан, Саудовская Аравия и др.).

Источник: Философия: конспект лекций и словарь терминов (элементарный курс)

ТЕОКРАТИЯ
общественный строй, основанный на любви и правде как высших ценностях христианской религии; всеединое богочеловеческое общество, составляющее конечную цель нравственной деятельности индивидов и всего общества (В. С. Соловьев); общество, в котором все сферы жизни человека, сохраняя свою относительную самостоятельность, находятся не во внешнем механическом разделении, а соединены в одной общей цели и общей жизни.

Источник: Русская философия: терминологический словарь.

ТЕОКРАТИЯ
от греч. theos - бог и kiatos - власть) — форма правления, при к-рой власть в гос-ве находится в руках главы церкви и духовенства. Характерна для рабовлад. и феод. строя. Т. существовала в 5-1 вв. до н. э. в Иудее, где власть принадлежала верховному жрецу. Теократич. гос-вами были халифаты Омейядов, Аббасидов, а также Папская область, где папа осуществлял и политическую и духовную власть. Теократич. гос-вом является и совр. Ваикан. Его глава - папа пимск. -пользуется неограниченной зла-лыо.

Источник: Атеистический словарь

Теократия
(от греч. theos — бог и kratos — власть; букв. — боговластие) — форма правления, при к-рой гос. и духовная власть сосредоточена в руках главы церкви и духовенства, исполняющих якобы волю верховного правителя — бога. Примером теократического гос-ва могут служить Папская обл., где правление римского папы поддерживалось силой солдат европейских стран, и город-государство Ватикан. Идею создания теократического строя проповедуют иеговисты. Теократические об-ва являются одной из форм экономического и духовного закабаления трудящихся масс.

Источник: Карманный словарь атеиста. Политиздат. 1986 г.

ТЕОКРАТИЯ

(от греч. Theos и kratos - "Боговластие") - у Вл.Соловьева цель мирового исторического процесса, осуществление Царства Божия на земле, воплощение небесного в земном, божественного закона в человеческом мире. Путь к теократии, по Соловьеву, эволюционно-исторический и церковно-политический. К концу жизни Соловьев признал, что мировая социально-историческая и культурная эволюция ведет не к теократии, а к империи антихриста, и согласился, что подлинная теократия в падшем мире неосуществима. Ж.Маритен писал, что теократическая утопия требует от всего универсума "перейти под политическое правление Бога", что направлено против слов Христовых "Царство Мое не от мира сего" (Ин.18.36).

Источник: Краткий религиозно-философский словарь

ТЕОКРАТИЯ
(греч. theos – бог, kratos – власть) – государственное устройство, в котором верховная власть считается принадлежащей непосредственно Богу, управляющему через посредство духовенства или жрецов. Понятие Т. впервые в этом смысле ввел Иосиф Флавий. Примером теократического государства является древнее Иудейское царство. Как сказано в Ветхом Завете, народ Израиля будет избранным, если будет исполнять его Веления (Исх. 19, 5). Теократическая идея возродилась в христианском сознании как идея «симфонии», гармонического согласия церкви и государства, ведущего к теозису («обожению»), преображению социально-исторического бытия и личной жизни каждого. Реально зыбкое равновесие исторически сосуществующих рядом двух различных сфер, типов бытия (церкви и государства) постоянно нарушалось, склоняясь или в сторону «цезарепапизма» (абсолютизация власти самодержца), или в сторону «папоцезаризма» в случае, когда церковь во главе с первосвященником усваивает черты светского государства.

Источник: Краткий философский словарь.

Теократия
(Theocracy).
Это слово происходит от греч. theos  "Бог" и kratein  "царствовать" и означает власть Бога. Теккерей считает, что это слово создал Иосиф Флавий и он же придал ему политическое звучание ("Против Апиона", И, 165). Однако сама идея восходит к ВЗ (Исх 19:49; Втор 33:45). Закон царский (Втор 17:1420) признает верховную власть Господа Бога. Саул не стремился к теократии, Давид  стремился, и ему было дано обетование о вечном величии его престола, о Сыне Давидовом(2Цар 7:1316).
Хотя в слове "теократия" важен политический смысл, крый ему придал Иосиф Флавий, обычно оно имеет более широкое значение, вбирая в себя все стороны в.:з. жизни и продолжающееся особое откровение. Израиль исполнил Божью волю через посредничество людей  не только царей, но и пророков; их череду открывает великий пророк Моисей (Втор 18:1415). Бог повелел священникам и левитам приносить Ему искупительную жертвенную кровь в предвосхищение жертвы Христовой и наставлять людей в нравственном законе, суде, священной истории и пророчестве ВЗ(Лев 10:811; Втор31:911).
М. J WYNOAARDEN (пер. А. К.) Библиография: M.G. Kyle, The Problem of the Pentateuch; M.J. Wyngaarden. The Future of the Kingdom.

Источник: Теологический энциклопедический словарь

Теократия
греч. букв. - Боговластие, от Бог и власть) — принцип, согласно которому непосредственный носитель власти над народом и страной есть Бог, осуществляющий эту власть через Своих служителей, пророков, Богочеловеческих посредников или институции (тина Церкви). Термин «Т.» впервые введен историком Иосифом Флавием (ок. 37 — ок. 95) для характеристики древнеиудейского строя. ? Корни идеи Т. лежат в первобытных представлениях о вожде племени как священной персоне, причастной миру духов и воплощающей в себе магическую мощь, которую он изливает на общину. Сверхчеловеческий характер личности вождя особенно выявляется тогда, когда он оказывается жертвой: по законам мифологического мышления жертва тождественна с принимателем жертвы, приносимой за общину, и вождь в мгновение своего ритуального убиения или самоубийства окончательно сливается с высшим миром, чтобы уже навсегда пребыть пастырем своей общины. Египетский миф об Осирисе позволяет ясно проследить слияние трех образов: 1) мудрого вождя, который в то же время есть «культурный герой» (мифологическая фигура, очень важная для генезиса идеи Т.) 2) закалаемого тотемистического зверя 3) страждущего и умирающего бога природных круговоротов. С возникновением цивилизации выдвигаются три фигуры, притязающие быть воплощением идеи Т.: царь, жрец и пророк. На царя переносятся магические функции вождя. Для патриархального сознания человеческий коллектив воспроизводит универсум, а страна тождественна с ойкуменой (срв. китайское выражение «Поднебесная», обозначающее ойкумену и одновременно Китай): поэтому и царь страны находится в ипостасных отношениях к Богу универсума. Эта ипостас-ность могла пониматься как безусловное тождество: царь сам по себе есть бог, не имеющий над собой никаких высших инстанций (срв. кн. Дан. 6:8). Но подобные претензии могли быть легко опровергнуты указанием на бессилие царя перед лицом космического порядка (срв. Коран, сура 2, ст. 260). Принципу Т. соответствовал другой вариант: царь есть сын и наместник Бога, пользующийся Его славой и послушный Его приказам. Такое осмысление деспотии не только укрепляло власть как таковую, но и создавало основу для критики каждого отдельного носителя власти, ибо выдвигало некоторый идеал, которым можно было поверять действительность: если царь — наместник сверхземных инстанций, то его власть — не безответственное хозяйничанье, но служение, в котором придется дать ответ. Китайский император считался «сыном неба», но в книге бесед Конфуция «Луньюй» рассказывается о жалкой гибели государей, нарушавших заветы неба. Принцип Т., освящая мирскую власть, одновременно исключает ее самодовление: если, как говорится в Послании апостола Павла к римлянам, «нет власти, которая не от Бога» (13:1), то естественно заключить, что власть, которая явным образом не «от Бога», — вообще не власть. Но кто вправе напоминать об этом царю, уполномоченному свыше? Официально санкционирован в роли служителя Божества жрец, который может притязать на роль воспитателя, приставленного Божеством к своему дитяте-царю, и даже ставить под сомнение богосыновство последнего, делая из принципа Т. вывод в свою пользу. Однако у царя и жреца есть общее свойство: они суть официальные носители теократического достоинства, опирающиеся на сумму установлений, а не на свои личные свойства: их сан формален. Против них обоих выступает пророк — фигура «харизматическая», т. е. обязанная достоинством только личной богодухновенности, аскезе, проявленной в образе жизни, и не в последнюю очередь — отваге, с которой он рискует собственной жизнью, выступая во имя Бога против официальных инстанций. С теократической точки зрения, как она выражена в Ветхом Завете, пророк есть полномочный представитель Бога, сравнительно с которым две другие теократические инстанции вторичны: пророк Моисей есть источник власти для жреца Аарона и вождя Иисуса Навина и др. Царь, идущий против пророков, проклят (участь Саула). Ветхозаветная оценка института власти, исходящая из принципа Т., двойственна. Так, царь есть избранник Бога (срв. Втор. 17:15), но он обязан быть слугой Бога и руководствоваться законом, причем с самого начала предполагается сомнительным, будет ли он это делать (там же, 17, 16-20). И потому царь есть одновременно и соперник Бога, ущемляющий Его право на непосредственное водительство народом, так что ему в конечном счете приходится спорить за власть не со жрецом и даже не с пророком, но именно с Богом (срв. 1 Цар. 8:6-7). Правда, идея монархии имела тенденцию к абсорбированию идеи харизматического пророчества (тип царя-пророка Давида, священника вне институционального жречества, «по чину Мельхиседекову») (Пс. 109:6), при этом для царя было тем важнее дополнить свое царское достоинство пророческим, чем в большей мере он вступал в конфликт со жречеством: таков случай фараона Эхнатона, противопоставившего традициям жреческих установлений свое личное богосыновство. Античный мир стремился оттеснить тенденции Т. на периферию общественной жизни и обезвредить их. Греческий полис в целом и его государственные формы считались богохранимыми (в Афинах, напр., был культ Афины Демократии), но существование особой категории людей, имеющих право действовать непосредственно от имени богов, отрицалось. Поэтому в античном мире идея Т. выступает как антинолисная сила: ее подхватывают вожди рабских восстаний (Евн, Аристоник), а на другом полюсе общественной жизни — претенденты на личную власть (Александр Македонский, Цезарь, Август). Но официальная псевдотеократия цезарей оставалась пустой фикцией: культ императора сводился к демонстрации лояльности. Более подлинную связь с древнейшими мифологическими идеями выявляли воспринятые народной памятью образы казненных рабских царей, замученных бунтарей и пророков, в позорной казни которых снова, в соответствии с законами мифа, совпадали унижение и слава, бессилие и божественность, участь жертвы и участь бога. В образе Иисуса Христа, «царя иудейского», Чей царский сан проявился в том, что Он предал Себя в спасительную жертву за других, уподобляясь закалаемому вождю первобытных времен, эти черты доведены до предельной четкости. Новозаветное христианство явилось трансформацией и снятием принципа Т. Христос описывается как носитель всей абсолютной полноты теократических полномочий, как Тот, Кому «дана власть на небе и на земле» (Мф. 33:18), царь, первосвященник и пророк в одном лице. Но Он въезжает в Иерусалим не на боевом коне, но на мирном осле, и вместо устроения мессианского владычества над народами предает Себя на крайнее унижение и казнь: Его теократический сан остается тайным и духовным, реализуясь на плоскости политического факта в обращенном, негативном виде. Христианское и мусульманское средневековье восстанавливает политический аспект принципа Т. Особенно цельный характер идея «священной державы» носит в исламе, уже основатель которого был не распятым страдальцем, а удачливым политическим и военным вождем. Границы халифата совпадают с границами «истинной» веры и «правильного» человеческого общежития (характерно полное тождество богословия и права в исламе). В шиизме и особенно в радикальных шиитских ересях (исмаилитов и др.) образ боговодимого правителя людей (имама) приобретает ранг онтологической категории. К этой же группе идей относится и представление о «махди» (букв. — ведомый, т. е. Богом). В византийско-русском православии главной теократической фигурой оказывается царь. Напротив, на средневековом Запад*1 идея Т. — предмет борьбы между папой и германским императором. Папа считал себя не только главой Вселенской Церкви, но и государем всего христианского человечества, вассалом которого является любой земной государь (см. В. Герье, Западное монашество и папство, М., 1913, с. 163-164). Но с такими же притязаниями с IX в. выступали и императоры; с 1075 г. начинается спор между папой и императором о праве инвеституры (утверждения епископа в сане). Драматическая борьба между этими двумя теократическими инстанциями, обещавшими мир и несшими войну, привела к кризису идеи Т. Она заново обновляется в мировоззрении пуритан, видевших в своей борьбе священную войну избранников Бога против земных тиранов. Дальнейшая секуляризация буржуазного мировоззрения оттесняет принцип Т. на периферию общественной мысли. В позднебуржуазную эпоху обращение к идее Т. (В. С. Соловьев, Ж. Маритен и др. представители неотомизма и т. п.) обычно связано с критикой потребительского общества и буржуазного эгоизма, с утопической мечтой об «архитектурно» устроенном человеческом социуме, подобном средневековому собору, внутри целокупности которого каждый индивид обрел бы уготованное место и служил бы целому. Сергей Аверинцев. София-Логос. Словарь

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

Найдено научных статей по теме — 6

Читать PDF
479.71 кб

Теократия: сущность, основные формы в социально-политической реальности

Фельдман Владимир Романович, Абаев Николай Вячеславович
В статье анализируется сущность понятия теократия и ее базисные формы в конкретной социально-политической реальности.
Читать PDF
359.98 кб

Проблема теократии в научной и общественной мысли России второй половины XIX - начале XX в

Сахно Александр Анатольевич
В статье рассматриваются интерпретации теократии как формы правления и социально-философской концепции в русской научной литературе и периодике второй половины XIX начале XX в.
Читать PDF
100.41 кб

Апокалиптика «Трех разговоров» и теократическая идея Вл. Соловьёва

Треушников Илья Анатольевич
Рассматриваются воззрения Владимира Соловьёва на проблему завершения истории.
Читать PDF
201.34 кб

Монархо-универсалистская идея Данте и теократический идеал Вл. Соловьева

Д. Серретти
Читать PDF
446.99 кб

Теократическое учение Вл. Соловьева: оценки и интерпретации

М. В. Максимов
Читать PDF
20.25 мб

Исторический идеал как сценарий для будущего: генезис и эволюция теократического проектав. С. Соловь

Черняев Анатолий, Бердникова Александра
Предпринимается историко-философская реконструкция концепции свободной всемирной теократии В.С.