теодицея (от греч. теос-бог и дике-справедливость)
теодицея (от греч. "теос"-бог и "дике"-справедливость)
«богооправдание», теория, пытающаяся непротиворечивым образом примирить тезис о существовании всеблагого и одновременно всемогущего бога с существованием в мире эмпирически наблюдаемого несовершенства, зла; «оправдание бога перед фактом наличия мирового зла». С проблемой т. Сталкиваются, по сути, все религиозные и философские системы, в которых имеет место принцип провиденциализма, т.е. В которых признается, что есть сам по себе разумный (а потому справедливый) план разворачивания мировой истории (обычно называемый божественным). С этой точки зрения правомерно говорить о т. В философии стоиков, один из вариантов которой основывается на тезисе, согласно которому «на все надо смотреть с точки зрения целого, с точки зрения вечности», т.е. То, что кажется злом для части, на самом деле является благом для всего мироздания как огромного живого организма. Христианская т. Августина исходит из того, что зла как такового (субстанциального зла) нет (его и не может быть в мире, сотворенном богом, который есть добро), зло есть лишь недостаток, отсутствие добра. И в этом повинна свободная воля человека, который, раз совершив грех (нарушив волю бога), потерял способность сам, своими собственными усилиями хотеть добра и творить добро (см. Пелагианство). Бог сотворил человека свободным и не отвечает за последствия «неадекватного» использования им этой свободы. В т. Лейбница бог не творит, а лишь допускает зло, дабы оно оттеняло добро, дабы в мире («лучшем из возможных») реализовалось максимальное разнообразие. В т. Н. Бердяева, использующей мотивы немецкой мистики средневековья (беме, экхарт), бог творит мир не из ничего, а из urgrund – праосновы мира, в которой изначально укоренена свобода. Свобода не зависит от бога, поэтому он и не отвечает за то. Что из нее вытекает, в частности, за зло и несправедливость.
Источник: Краткий философский глоссарий