ТЕОЦЕНТРЙЗМ
ТЕОЦЕНТРИЗМ
направление в философии, где в центре мышления находится бог как высшая сущность.
Источник: Тематический философский словарь
Теоцентризм
фил.: учение предполагающее Бога как создателя и основу мира. Характерно для древних и средневековых обществ.
ТЕОЦЕНТРИЗМ
(theos – бог) – философская концепция, в основе которой лежит представление о Боге как о причине и источнике всего сущего, всей жизни и всякого блага.
Теоцентризм
греч. theos – бог + centrum – центр) – одна из культурных тенденций европейского средневековья, согласно которой бог объявляется центром всего сущего, он творец всех видимых форм.
теоцентризм
тип мировоззрения, в котором центральную роль играет понятие бога. В частности, бог является главным и (в последовательном т.) Едва ли не единственным предметом философии. Т. Доминировал в эпоху средневековья.
Источник: Краткий философский глоссарий
Теоцентризм
религиозно-философское представление, согласно которому главным предметом познания должен быть Бог, как центральное звено мироздания, причина и цель всего существующего. Т. характерен для средневековой философии.
Источник: Философия: словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»
ТЕОЦЕНТРИЗМ
(греч. theos – Бог) – принцип религиозного мировоззрения, предполагающий рассмотрение Бога в качестве основы мира, его сущности. Бог – творец мира, его цель; Его воля придает смысл миру и человеческой жизни. Бог создал человека по Своему образу и подобию. Всё человеческое познание в конечном итоге – это путь к постижению Бога.
Источник: Краткий философский словарь.
ТЕОЦЕНТРИЗМ
главная характеристика последовательного религиозного мировоззрения, в котором Бог и религиозная деятельность, религиозное бытие выступают основой и центральным звеном всей жизнедеятельности (как материальной, так и духовной), всей культуры данного общества или исторического периода (например, философия и реальность средневековья).
Источник: Философия: конспект лекций и словарь терминов (элементарный курс)
Теоцентризм
(греч. theos – Бог + лат. centrum – середина) – В философии: взгляд, предписывающий рассмотрение всех сторон действительности, проблем нравственных действий человека в соотнесении с Богом как наивысшей причиной, конечной целью и основной ценностью. Согласно взглядам сторонников теоцентризма (Августин Блаженный, Фома Аквинский), он дает возможность осуществлять правильные рефлексии над миром, а также смыслом, целью и предназначением человеческой экзистенции.
ТЕОЦЕНТРЙЗМ
от греч theds - бог, лат. centrum - центр) - теологич. концепция, согласно к-рой бог, понимаемый как абсолютное, совершенное бытие и наивысшее благо, выступает источником всякого бытия и блага. Подражание и уподобление богу рассматривается при этом как высшая цель и главный смысл человеч. жизни, а почитание бога и служение ему - как основа нравственности. Т. органически связан с теизмом и такими его фундаментальными принципами, как креационизм, провиденциализм и др.
Источник: Атеистический словарь
Теоцентризм
(от греч. theos – бог, лат. centrum – центр) – религиозное мировоззрение, в котором Бог понимается как абсолютное, совершенное бытие и наивысшее благо, выступая источником всевозможного бытия и блага. Служение и почитание Бога является необходимой и единственной основой нравственности. В качестве высшей цели и главного смысла человеческой жизни рассматривается подражание и уподобление Богу. Теоцентризм органически связан с такими фундаментальными религиозными концепциями, как креационизм, провиденциализм и др., и являлся господствующим мировоззрением в эпоху средневековья. Идеал средневекового общества – монах, святой, аскет, человек, максимально отрешившийся от земных интересов, забот и соблазнов, а потому более всех остальных приблизившийся к Богу.
Источник: Философия: основные понятия и определения. Учебно-методичесое пособие.
теоцентризм
ТЕОЦЕНТРИЗМ (от греч. Вше. — Бог — и лат. centrum — центр) — принцип религиозного мировоззрения, характерный для монотеистических религий. Т. наиболее последовательно реализует установки теизма, понимающего Бога как личное (и «живое») существо, пребывающее вне мира, свободно творящее мир и заботящееся о нем; Бог, с ортодоксально теистической точки зрения, наделяет человека свободой воли, «открывается» ему и поддерживает постоянный «диалог» с каждой из сотворенных им душ. Т. подчеркивает строгость теистического мировоззрения, указывая, что бытие всякой вещи и жизнь всякой души исходит от Бога и поддерживается Богом, а понять любой предмет означает увидеть его связь с Богом. Бог понимается при этом как некий «таинственный центр» мира, без которого ничто не может ни существовать, ни быть познано. Наибольшую роль в истории христианской культуры Т. играл в эпоху Средневековья. Становлению последовательного теизма, в котором утвердился Т., предшествовало пантеистически окрашенное языческое мировоззрение, в котором «божественное», строго говоря, еще не стало «Богом», абсолютным субъектом, всесовершенной личностью. Эволюция религиозного сознания в эпоху Возрождения и Нового времени привели к ослаблению позиций Т. в западноевропейской культуре. На смену последовательному теизму пришли мистический и натуралистический пантеизм и деизм, а позднее и атеизм, в которых место Т. занял антропоцентризм. Тем не менее Т. и позднее сохранился в качестве основополагающего принципа монотеистических религий. При этом если на ранних стадиях их истории восприятие Бога как центра универсума было делом религиозного чувства, то оформление религиозной догматики неизбежно требовало осмысления Т. в границах теологии и религиозной философии. В истории христианства предметом систематической философской рефлексии Т. становится, напр., в метафизике Г. Лейбница, созданной в конце 17 в., когда опасности деизма и пантеизма для христианского мировоззрения выявились уже в полной мере. До творения мира Бог у Лейбница мыслит всю сферу возможных сущностей («возможные миры»), выбирает из них «лучший мир» — самый простой в своих законах и максимально разнообразный в явлениях — и переводит его в действительность, т.е. творит мир, и все его дальнейшее существование также зависит от Бога. Во-первых, восприятия каждой из индивидуальных субстанций, какими бы смутными они ни были для самой субстанции, для Бога выступают как абсолютно ясные и отчетливые, так что познание всякой вещи оказывается движением к тому образу, который имеется о ней в Боге. Во-вторых, с помощью концепции «предустановленной гармонии» реализуется идея провиденциализма и непрерывности присутствия Бога в сотворенном им мире: мир представляет собой целое потому, что восприятия всех простых субстанций идеально скоординированы еще до творения, и совершенство целого выражает совершенство Бога и служит его славе. Таким образом, Бог у Лейбница мыслит мир, творит его и «априорно» поддерживает его существование. Метафизика Лейбница является самым рафинированным примером осмысления идеи Т. в западно-европейской культуре. Специфической формой Т. в христианстве оказывается христоцентризм. Вследствие совпадения в Троице всех ипостасей — Отца, Сына и Святого Духа — богочеловеческая личность Иисуса Христа, в которой, в свою очередь, совместно, но «неслиянно» существуют божественная природа Сына и человеческая природа, является самим Богом. В христоцентризме Т. получает историческое и психологическое измерения: Бог стал человеком, боговоплощение — центральное событие всей человеческой истории, полностью определяющее ее смыл. Все христианство (в отличие от иудаизма и околохристианских движений первых веков, близких по своему происхождению к христианству) основано на послании Христа; жизнь и учение Христа сохраняет в себе Церковь, убеждены христиане. Рождение Иисуса Христа, его земная жизнь и спасительная жертва вошли в духовный опыт человечества, «обрели голос» в Священном писании и тем самым предопределили не только мировоззрение христиан, но опосредованно (через язык, символы, произведения искусства и т.д.) — и культуру всего человечества. Вследствие этого понимание специфики теоцентрического мировоззрения оказывается необходимым условием восприятия многих феноменов истории и культуры прошлого и настоящего. В.И. Коротких