ТЁННИС Фердинанд

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

ТЁННИС Фердинанд
социолог; р. 26. 7. 1855 (Рип, приход Ольденсворт, Шлезвиг) — ум. 9. 4. 1936 (Берлин), где был профессором с 1891 по 1923. В своем произведении «Gemeinschaft und Gesellschaft» (1887, 1935; рус. пер.: Общность и общество, 2002) проводил четкое различение таких основных социологических понятий, как общность и общество. Первое является продолжительной и подлинной формой совместной жизни в семье и народе. В процессе развития оно частично вытесняется обществом, которое представляет собой механическую целесообразную конструкцию и находит свое выражение в больших городах и в государстве: здесь господствуют эгоизм, разграничения, контрасты, страсть к наживе, эксплуатация ит. п.; общество вырождается по мере исчезновения различных форм жизни в общностях. Другие осн. соч.: Thomas Hobbes, 1896; Kritik der öffentlichen Meinung, 1922; Soziologische Studien und Kritiken, 3 Bde., 1925—1929; Geist der Neuseit, 1935; Briefwechsel mit F. Paulsen, 1961. — Библиография: R. Fechber. F. Tönnies. — Bibliographie, 1985. C. v. Brockdorff. Zu T.s Entwicklungsgesetz, 1937; A. Bellebaum. Das soziolog. System von F. T, 1966; E. G. Jacoby. Die moderne Gesellschaft im Denken von F. T., 1971.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

ТЁННИС Фердинанд
26.7.1855, Рип, близ Ольденсворта -11.4.1936, Киль), нем. социолог. Один из родоначальников проф. социологии в Германии, читал лекции в ун-те в Киле в 1881-1933 до отстранения от должности нацистами.
Важнейшая работа Т.-«Общность и общество» («Gemeinschaft und Gesellschaft», 1887). Рассматривая обществ. отношения как волевые, Т. подразделяет их в зависимости от выраженного в них типа воли: естеств. инстинктивная воля направляет поведение человека как бы сзади, рассудочная воля предполагает возможность выбора и сознательно поставленную цель действия. Примером первой может служить материнская любовь, примером второй - торговля. Естеств. воля порождает общность (общину), рассудочная - общество. В общности господствуют инстинкты, чувство, органические отношения; в обществе - расчетливый разум, механические отношения. В ходе истории отношения первого типа все больше уступают место отношениям второго типа. Позже, во «Введении в социологию» («Einfuhrung in die Soziologie», 1931), T. усложнил эту типологию, совместив ее с делением на отношения «господства» и «товарищества», группы и объединения.
Несмотря на психологизм концепции Т. (обществ. отношения классифицируются по типам воли), она содержала ряд ценных моментов. Т. одним из первых поставил задачу создания логически строгой системы социологич. понятий. За противопоставлением общности и общества стоит проблема перехода от феодальнопатриархальных отношений (и вообще отношений личной зависимости и традиционных форм культуры) к отношениям капиталистическим. Большое науч. значение имели многочисл. эмпирич. исследования Т. Отрицательно относясь к идее революции, Т. тем не менее признавал большое науч. значение трудов К. Маркса, переписывался с Ф. Энгельсом. Т. был последовательным демократом и антифашистом, открыто выступал против расизма, называя его «совр. варварством».

Источник: Советский философский словарь

ТЁННИС Фердинанд

(26 июля 1855 – 11 апр. 1936) – нем. социолог, один из родоначальников профессиональной социологии в Германии, профессор ун-та в Киле (1906–33). По Т., социология подразделяется на три дисциплины: 1) чистая, или теоретическая, социология представляет собой логич. систему понятий и идеальных типов, необходимых для описания и понимания конкретных социальных явлений; 2) прикладная социология использует эти понятия, применяя их к историч. развитию общества; 3) эмпирич. социология, или социография, является описат. дисциплиной, опирающейся на индуктивный метод и использующей понятия чистой социологии в качестве общих установок. Важнейшая работа Т. – "Общность и общество" ("Gemeinschaft und Gesellschaft", Lpz., 1887, 8 Aufl., Lpz., 1935). Рассматривая обществ. отношения как волевые отношения, Т. подразделяет их на два типа, в зависимости от выраженного в них типа воли. С одной стороны, существует естеств. инстинктивная воля (Wesenwille), к-рая направляет поведение человека как бы сзади. С другой стороны, существует рассудочная воля, предполагающая возможность выбора и сознательно поставленную цель действия (Kurwille). Примером первой может служить материнская любовь, примером второй – торговля. Естеств. воля порождает общность (общину), рассудочная – общество. В общности господствуют инстинкты, чувство, органич. отношения; в обществе – расчетливый разум, абстракция, механич. отношения. По мере развития человеческого общества отношения первого типа все больше уступают место отношениям второго типа. Позже во "Введении в социологию" ("Einf?hrung in die Soziologie", Stuttg., 1931) Т. усложнил эту типологию, совместив ее с дифференцированным подразделением социальных сущностей на отношения, группы и объединения и заимствованной у юриста Гирке классификацией человеческих отношений на отношения "господства" и "товарищества". Несмотря на идеализм и психологизм концепции Т. (обществ. отношения классифицируются по воплощенным в них типам воли), она содержала ряд ценных моментов. Т. одним из первых поставил задачу создания логически строгой системы социологич. понятий. За противопоставлением общности и общества стоит проблема перехода от феодально- патриархальных отношений (и вообще отношений личной зависимости и традиционных форм культуры) к отношениям капиталистическим. Большое науч. значение имели многочисл. эмпирич. исследования Т. (о социально-экономич. условиях жизни гамбургских грузчиков и моряков, преступности, самоубийстве и т.д.). Хотя взгляды Т. не свободны от элементов романтизма (идеализация отношений общности), в целом он стоял на бурж.-демократич. позициях, с ориентацией на гуманистич. традиции Просвещения. В его работах представлена сильная социально-критич. струя. Отрицательно относясь к идее революции, Т. тем не менее признавал большое науч. значение Маркса и материалистич. понимания истории, переписывался с Энгельсом. Т. был последоват. демократом и антифашистом, открыто выступал против расизма, называя его "совр. варварством". После установления фашистской диктатуры демонстративно ушел с поста президента Нем. социологич. об-ва, одним из основателей к-рого он был. Соч.: Die Sitte, Fr./M., 1909; Der englische Staat und der deutsche Staat, В., 1917; Marx. Leben und Lehre, Jena, 1921; Kritik der ?ffentlichen Meinung, В., 1922; T. Hobbes Leben und Lehre, 3 Aufl., Stuttg., 1925; Soziologische Studien und Kritiken, Bd 1–3, Jena, 1925–29; Die Entwicklung der sozialen Frage bis zum Weltkrieg, 4 Aufl., B.–Lpz., 1926; Das Eigentum, W.–Lpz., 1926; Fortschritt und soziale Entwicklung. Geschichtsphilosophische Ansichten, Karsruhe, 1926; Geist der Neuzeit, Lpz., 1935. Лит.: Кон И. С., Позитивизм в социологии, М., 1964, с. 102–06; Heberle R., The sociological system of F. T?nnies, в кн.: An Introduction to the history of sociology, ed. H. E. Barnes, Chi., 1948; Rudolph G., F. T?nnies und der Faschismus, "Wissenschaftliche Zeitschrift der Humbolt Universit?t zu Berlin. Gesellschafts-sprachwissenschaftliche Reihe", 1965, Jg. 14, [H.] 3, Вellebaum ?., Das soziologische System von F. T?nnies unter besonderer Ber?cksichtigung seiner soziographischen Untersuchungen, Meisenheim/Glan, 1966. И. Кон. Ленинград.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

ТЁННИС Фердинанд

(1855-1936) ? нем. социолог, один из основоположников социол. науки в Германии. В 1881 защитил докт. дис. по философии в Кильском ун-те; здесь же работал до 1933 (с 1909 – экстраординарный проф., с 1913 — ординарный проф.). В 1909 вместе с Зомбартом, Зиммелем (см. Зиммель) и М. Вебером основал Нем. социол. об-во; был первым его президентом (1909-33). На воззрения Т. оказали значит. влияние истор. школа права (Ф. К. Савиньи, Г. Мейн, Л.Г. Морган, И.Я. Бахофен), рационалистич. философия Гоббса и Спинозы, филос. взгляды Шопенгауэра и Э. фон Гартмана (см. Гартман, Эдуард), социол. и экон. концепции Маркса. Важнейшая работа Т.— “Община и об-во. (Теорема философии культуры)” (1881).В ней он ввел противопоставление двух типов социальных связей — “общины” (Gemeinschaft) и “об-ва” (Gesellschaft). Это противопоставление связано с наличием у людей двух типов воли: “сущностной” (Wesenwille) и “избирательной” (Kurwille). “Сущностная” воля представляет собой волю об-ва как целостного “тела”; она преимущественно иррациональна и внеиндивидуальна; это “воля, поскольку в ней содержится мышление”. “Избирательной” же Т. называет суверенную волю индивида, стоящего перед рац. выбором; это “мышление, поскольку в нем содержится воля”, расчлененная социальная воля. Человеку в любом об-ве присущи оба типа воли; и оба они находят выражение в его социальном поведении. Проявлением “сущностной” воли в об-ве является аффективное, традиц. и ценностнорац. поведение, проявлением “избирательной” — целерац. поведение, направленное на достижение рационально поставленной цели и использующее для этого рационально адекватные средства (прежде всего базирующееся на рац. обмене). “Сущностная” воля создает условия для общения и является фундаментом “общинных” социальных связей, включающих родств. отношения, отношения соседства и отношения дружбы; в общинных социальных связях значит. место занимают элементы эмоц. привязанности и спонтанности. Сфера “общинной” жизни является сферой преимущественного проявления “женственности”: это мир личного общения, домашней жизни и домашнего хозяйства, обществ. единения людей, ремесла и рукоделия, мир деятельности как самоцели, мир спонтанности и наивной красоты. К преимущественно “общинным” типам хозяйственной деятельности относятся земледелие (как сфера единения человека с землей) и ограниченное узкими семейными или цеховыми рамками ремесленное производство. “Общинные” социальные связи доминируют в сельской жизни. “Сущностная” воля является источником таких важных компонентов культуры, как религия, изящные искусства, танец, музыка, язык. Общий эмоц. тон общинного образа жизни — простосердечие, свободное самовыражение и спонтанность настроений. Мир “общины” — благоприятная почва для развития воображения и человеч. фантазии. “Избирательная” воля создает иной тип социальных связей — “об-во”. Деятельность, ею предопределяемая, не замыкается на самой себе, а характеризуется направленностью вовне (Т. характеризует ее как преимущественно “мужскую” деятельность). Типичными формами такой деятельности является торговля, для к-рой свойственно противоборство частных индивидуальных воль, промышленность, к-рой присуще противостояние человека неподатливой, сопротивляющейся, чуждой и враждебной материи, и наука, дающая человеку интеллектуальное господство над природой. Деятельность, продиктованная “избират.” волей, не является самоцелью; она всегда бывает средством для достижения целей; характерными ее свойствами является оформленность, формальность и искусственность как отсутствие наивной непосредственности. Мир “общества”, формируемый множеством “избирательных” воль, — это мир несовпадающих интересов, противоречий, противостояния, планирования, торга и рац. выбора. В фундаменте этого мира лежит принцип индивидуализма; данный тип социальных связей является типичным для крупного города. Об-во постепенно возникает и развивается на базе общины: “непосредств. (наивная) деятельность переходит в рефлектирующую, а последняя развивается в более сознат. выбор средств и, т.о., ведет к более резкому различению целей, и, в конце концов, даже к противоположению средств целям”. Вместе с тем, “обществ.” социальные связи имеют тенденцию к вытеснению “общинных”: социальный мир исторически, по мере постепенного развития торговли и денежного обращения, промышленности, городов и науки, становится все более и более рациональным. Понятия “общины” и “об-ва” трактуются Т. в качестве идеальных типов (см. Идеальный тип), как два полюса континуума, в к-ром можно разместить любое из существующих социальных образований. В каждом конкр. об-ве, как полагал Т., в той или иной пропорции присутствуют оба типа социальных связей — “общинный” и “общественный”. Констатируя истор. тенденцию рационализации социальных отношений между людьми, в области практич. политики Т. выступал как сторонник обществ. прогресса. Идеи Т. (типология “община/об-во”, а также принципы социол. объективности, проект создания формальной социологии) пользовались большой популярностью в пер. пол. 20 в., широко обсуждались и оказали опр. воздействие на развитие теорет. социологии и антропологии. Соч.: Gemeinschaft und Gesellschaft. В., 1920; Soziologische Studien und Kritiken. Bd. 1-3. Jena, 1925-29; Geist der Neuzeit. Lpz., 1935; Einfuhrung in die Soziologie. Stutt., 1965; Общение и об-во // Зомбарт В. Социология Л., б.г.; Эволюция социального вопроса. СПб., 1908. Лит.: История бурж. социологии XIX — нач. XX в. М., 1979. В. Г. Николаев. Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

Источник: Большой толковый словарь по культурологии



Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
104.35 кб

2004. 01. 006. Дэфлем М. Фердинанд тённис о преступлении и обществе: неисследованный вклад в социоло

Симон М. Е.