яп. будд. школа, основанная в нач. 9 в. монахом Сайте. Прообразом Т.-с. являлась кит. Тяньтай-цзун. Т.-с., опираясь на поддержку императ. двора, быстро превратилась в крупнейшую в Японии церк. орг-цию с мощной экономич. базой (за счет владения обширными земельными угодьями) и огромным влиянием на политич. и обществ. жизнь страны. Учение Т.-с. включало в себя традиц. тяньтайскую догматику и ряд новых доктрин, разработанных Сайте и отражавших место, занимаемое Т.-с. среди других будд. школ в об-ве. Сайте сформулировал развернутую концепцию теократич. гос-ва, которая в определенной степени была реализована его преемниками. Гос-во включалось в число объектов спасения, на к-рые направляется альтруистич. деятельность бодхисаттвы. Монахи Т.-с. как носители высшего знания, запечатленного в Лотосовой сутре, признавались бодхисаттвами и объявлялись «сокровищами государства». Именно им, согласно Сайте. предопределено управлять Японией. В догматике Т.-с. получило развернутое обоснование тяньтайское учение о наличии в каждом живом существе «мира будды». В 10—11 вв. оформилось собственное эзотерич. учение. Т.-с., получившее название «таймицу» (см. Тайное учение Тэндай-сю). В 9—12 вв. Т.-с. фактически представляла собой гос. церковь. С потерей императором и аристократией политич. власти в стране ослабились и позиции Т.-с., тем не менее она продолжала занимать весьма стабильное положение в яп. будд. мире. В наст. вр. в Японии действует около 4 тыс. храмов школы, число адептов достигает 18 млн человек. А. Н. Игнатович