(Temple, William,
18811944). По общему мнению, один из величайших церковных деятелей XX столетия, возможно, самый талантливый церковный учитель из всех, кто когдалибо состоял в сане архиепископа Кентерберийского. Сын Фредерика Темпла, архиепископа Кентерберийского, Уильям учился в Рэгби (18941900) и оксфордском колледже Белиол (190004), где получил степень бакалавра искусств с дипломом первой степени в litterae humaniores (изучение классических языков). Рукоположен в священники в 1909 г. Был членом совета Куинсколледжа в Оксфорде (190410) и директором школы Рептон (191014). Будучи ректором церкви Иакова на Пиккадили (191417), Темпл читал проповеди на темы Ин, составившие основу самой популярной его книги " Чтения по св. Иоанну" (Readings in St. Johns Gospel, 1939). Позже он был каноником в Вестминстере (191920), епископом Манчестерским (192129), архиепископом Йоркским (192942), архиепископом Кенте рберийским( 194244).
Наибольшей интеллектуальной и духовной силой среди трудов Темпла отличаются работы по философской теологии "Творческое мышление" (MensCreatrix, 1917), "ХристосИстина" (Christus Veritas, 1924), "Природа, Бог и человек" (Nature, Man and God, 1934) и работа по социальной теологии "Христианство и социальный порядок" (Christianity and Social Order, 1942). Под влиянием неогегельянского идеализма Т.Х.Грина и Э. Керда Темпл стремился установить единый духовный принцип, на основе крого можно было бы достигнуть примирения и взаимодействия оппозиционных, а также независимых интеллектуальных и социальных движений. Этот принцип, по его убеждению, христианское учение о Логосе. Разумеется, исходный момент философской теологии составляла для Темпла вера в Бога, крую нельзя доказать с помощью философских аргументов, но к рая наилучшим образом осмысляет человеческий опыт. Темпл соглашался с Августином в том, что девиз теологии "Я верю, чтобы понять", и потому выражал оптимистическую убежденность в том, что человеческое существование, включая даже опыт зла и страданий, исполнено смысла. Грехопадение, говорил Темпл, " падение вверх ", поскольку именно через него человек впал в самоволие; только преодолев самоволие, человек переходит от невинности к самопожертвованию, являющемуся добродетелью. Воплотившись в Логосе, Бог предлагает человеку не объяснение,а спасение божественное требование любви, акта самопожертвования, с тем чтобы искоренить зло из жизни каждого отдельного человека и из общественных структур. Тем самым, особенно на заключительном этапе становления его мысли, Темпл понимал объединяющий принцип Логоса не как некую статическую концепцию, а как динамический процесс, в ходе крого люди и институты сотрудничают с Богом, изменяя мир к лучшему. Христоцентричная метафизика Темпла и подчеркивание теологии воплощения выводят его за пределы основного течения теологической мысли XX в., в крой упор делается на догматической теории искупления.
Последовательно отстаивая свою позицию, Темпл был вовлечен в социальные, политические и экономические движения. (1) В области образовательных реформ. В 190824 гг. Темпл занимал должность председателя Ассоциации образования рабочих и сыграл ключевую роль в том, что приняли важный Акт об образовании (1943). (2) В сфере студенческой работы. Темпл долгое время был связан со Студенческим христианским движением, для пропаганды крого в 1910 г. по приглашению Дж. Р. Мотта ездил в Австралию. В своих многочисленных университетских миссиях Темпл демонстрировал интеллектуальную высоту христианства и способствовал уменьшению оттока верующих из церквей после Первой мировой войны. (3). В сфере христианского возрождения. В 191819 гг. Темпл совершил много поездок, представляя Движение за свободу и жизнь и отстаивая необходимость реформ в церковногосударственном устройстве. На основе последовавшего Законодательного акта 1919 г. была создана новая Церковная ассамблея, состоящая из епископов, духовенства и мирян. (4) В сфере социальных прав и реформ. Темпл склонялся к социализму, много лет был дружен с Р. Г. Тони и короткое время состоял в лейбористской партии. Он пылко отстаивал право Церкви вмешиваться в социальные и экономические вопросы и в 1924 г. председательствовал на межденоминационной Конференции по политике, экономике и гражданству (СОРЕС) в Бирмингеме. (5)В экуменическом движении. Темпл принимал активное участие в экуменическом движении, начиная с Эдинбургской конференции 1910 г. и до самой смерти. Он был первым президентом Всемирного совета церквей, когда тот формировался (1938), и Британского совета церквей (1943).
Несмотря на свою исключительность, Темпл был человеком простой и ясной веры, основанной на молитвенной жизни. (Возможно, на глубоко гуманистический склад его натуры в определенной мере оказала влияние мучившая его всю жизнь подагра.) Поскольку он был популярным евангелизатором, способным выразить самые сокровенные истины простыми словами, его называли "народным архиепископом".
F.S. PlGGlN(nep. Ю.Т.) Библиография: F.A. Iremonger, William Temple, Archbishop of Canterbery; Theol 84; О. C. Thomas, William Temples Philosophy of Religion.