Тематизация

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Тематизация
непрактичный, бескорыстный, например научно-теоретический взгляд на вещи. Тематизация не впервые пролагает сущее, но высвечивает его таким образом, что оно становится возможен его объективный допрос, тематизация объективирует.

Источник: Словарь хайдеггерианских терминов (по “Бытию и времени”)

ТЕМАТИЗАЦИЯ
прием научного исследования, заключающийся в расширении контекста изучаемой проблемы, совмещаемого с приданием ей концептуальной рафинированности. Т. следует за проблематизацией. Проблематика, интересующая исследователя, всегда находится в оболочке непроясненных положений. Допустим, ученый исследует проблему времени. Ему не составит труда убедиться, что о времени рассуждают многие авторы, но все как-то вскользь, не входя в детали. Высказываются противоположные точки зрения, причем очень часто там, где проблема времени особенно актуальна, она вдруг задвигается в тень. Исследователю ничего не остается, как на свой страх и риск придать теме времени необходимую степень актуальности, вторгаясь в неизведанные просторы самых различных теорий. Без Т. не может обойтись ни один исследователь. ТЕОЛОГИЯ — апологетическое учение о Боге (см.). По авторитетному мнению С.С. Аверинцева, «современная теология находится в кризисе», ей никак не удается на языке «неизменных догматических формул выразить новое содержание» [1. С. 32]. Показательна в этом смысле полемика, состоявшаяся в январе 2005 г. между двумя выдающимися немцами, философом Ю. Хабермасом (см.) и теологом Й. Ратцингером, вскоре после этой встречи избранным главой католической церкви (папа Бенедикт XVI) [2]. Согласно Хабермасу современное, основанное на конституционном праве мировоззренчески нейтральное государство было вызвано к жизни не религиозной моралью, а светской философией XVII—XVIII вв. Именно она позволила выработать приемлемое для всех рациональное обоснование конституционных законов. Философия отличает всем доступный рациональный дискурс, обеспечивающий успешную коммуникацию людей, от утверждений, основывающихся на Откровении. Религия должна отказаться от своих притязаний на интерпретационный монополизм.
Ратцингер утверждал, что взаимопроникновение культур привело к слому этических достоверностей. Вопрос о природе добра остался без ответа. Наука не только не смогла выработать моральный этос, но сама ответственна за слом упомянутых выше достоверностей. В создавшихся условиях философия должна признать свою ответственность за критическое в духовном отношении состояние отдельных наук. Ей особенно не следует терять из вида вненаучный элемент, ибо в противном случае она потеряет целое. Ратцингер не отрицает, что демократия способствует выработке права, но нет, мол, процедур, способных исключить господство большинства над меньшинством, которое является причиной терроризма. В новых культурных условиях, полагает Ратцингер, следует делать акцент на незыблемых ценностях. Верно, мол, что нет рациональной или же религиозной формулы, которая могла бы объединить всех людей, но по крайней мере ясно, что божественный свет является определяющим для религии, а она—для человеческого разума.

Источник: Философия науки. Краткий энциклопедический словарь. 2008 г.

тематизация
ТЕМАТИЗАЦИЯ, выдвижение темы. — 1. Термин античной риторики, характеризовавший краткое изложение содержания речи. В римской риторике, сохранив это значение и переводившийся как proposition — представление, основное положение, — Т. использовалась при анализе поэтических тем (Квинтиллиан. Ораторское образование. Спб., 1834. П 10. 5). В риториках и поэтиках Возрождения вычленение темы отождествлялось с раскрытием сюжета, мотивов, предмета, материала литературных произведений (Ф. Петрарка, К. Салютати, П. Буало). В логике Возрождения, ориентированной на риторику, на описание в диалектике правдоподобных суждений, тема тождественна позиции события или последовательности событий, ставших предметом диалога и диспута.         Нем. философия, освободившись от ориентации на риторику и от осмысления логики диалога, стремилась выявить определенные структуры мышления в их отношении к предметному содержанию. X. Вольф отождествил темы с положением (Satz, Propositio), распространив аналитический метод, вычленявший исходные безусловные основания геометрического знания на всю науку. Для И. Канта тема суждения совпадает с содержанием суждения как акта полагания и для ее характеристики используются такие термины, как positio, propositio, thesis, Satz, Grundsatz. Г. В. Ф. Гегель, критикуя геометрический способ изложения философии, в «Науке логики», отметил, что всеобщность и развитая конкретность понятия исключены из интерпретируемого таким образом процесса познания.         2) В феноменологии Э. Гуссерля Т. — способ анализа сознания, развитый особенно в поздних работах (напр., «Лекциях о трансцендентальной логике», 1920—21) и включающий в себя противопоставление скрытого, данного непосредственно, нетематизированного слоя иным слоям в сознании, которые делаются предметом рефлексии. Разворачивая процедуры рефлексивного анализа сознания (от занятия позиции и обращения внимания до Т.), Гуссерль характеризует объект, на который направлено внимание, как тематизированный предмет — он вычленяется из тематического содержания, — а затем как предмет схватывания (Erfassen — концептуализации, постижения), где он предстает как специальная тема. Т. как деятельность сознания означает «обращение к» определенным переживаниям и «отвлечение от» др. переживаний, включения их в горизонт сознания или не включения их в память о прошлом. Уровни Т. совпадают с уровнями объективации. Причем речь у Гуссерля идет о предметностях сознания, об их полагании в качестве предметного содержания коррелятивных интенциональных актов сознания. Т. касалась как психических актов (вслушивание, зрительное восприятие и др.), так и способов объективации жизненного мира. С этим связано различение наивно-естественной и рефлексивной установок, которое разворачивается в «Кризисе европейских наук и трансцендентальной феноменологии» (§ 38) от нетематического горизонта через постановку теоретических и практических тем в естественных и гуманитарных науках до универсальной трансценденталистски понятой Т. Внешний и внутренний горизонты и мир как тотальность тем коррелятивны различным актам Т., которая завершается трансцендентальной редукцией, позволяющей раскрыть корреляцию мира и сознания мира.         М. Хайдеггер определяет феноменологию как Т. аналитики присутствия (Dasein), а его экзистенциалом является временность. Проводя различие между наличным и подручным, Хайдеггер связывает Т. с указанием на бытие, с опредмеченным постижением сущего: «присутствие должно трансцендировать тематизированное сущее» (Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1997. С. 363), «всякая наука конституируется первично через тематизацию» (Там же. С. 393), очерчивая регион сущего как тему своего исследования. Целостность набросков сущего, осуществляемое наукой, т.е. тотальное очертание научным знанием предметной области, вместе с коррелятивной ей концептуальностью и есть Т., совпадающая с объективацией. «Тематизация объективирует. Она не впервые "пролагает" сущее, но высвечивает его таким образом, что оно поддается объективному допросу и определению» (Там же. С. 363). Аналитика тем научного проекта природы сначала рассматривается как актуализация бытия-в-мире, характерного для присутствия, а затем как высветление его экстатичной временности и времени как горизонта бытия. В работе «Unterwegs zur Sprache» Хайдеггер обращается к языку как способу интерсубъективной Т.         А. Шюц, анализируя поле сознания, стремился выявить принципы организации обыденной жизни и повседневного сознания. Используя метод и категориальный аппарат феноменологии, он обращается к Т. релевантности, или соотнесенности действий сознания с определениями и интерпретациями повседневности. Ее Т. тождественна с выделением в ней тематического ядра и фона горизонта переживаний. Это расщепление сознания на два уровня — тематический и горизонтный — преодолевается Шюцем, для которого любая тема уже была актуализирована и была тематизирована в предшествующем поле сознания. Помимо навязанной тематической релевантности, с помощью которой предмет конституируется как проблематичный, а незнакомый объект остается незнакомым и поэтому навязываемым, он вычленяет внутреннюю релевантность, осознанно организующей сознание, выделяя в нем тематическое ядро и горизонт, главенствующую тему по сравнению со всеми остальными, хотя все они удерживаются в сознании и образуют систему. Кроме того, он вычленяет интерпретативную релевантность, возникающую при столкновении допредикативных слоев сознания с незнакомым предметом, и мотивационную релевантность. Тематическая релевантность определяет то, что является тематизируемым в нашем опыте. Выделенная тема в нашем опыте становится решающим фактором определения интерпретативных релевантностей тех элементов знания, которые черпаются из запаса прошлых восприятий. Эти системы релевантностей, казалось бы, биографически-различных и по-разному задающих критерии значимости тех или иных переживаний, по Шюцу, совпадают у всех людей и, будучи взаимозависимыми, коренятся во внутреннем переживании времени. В ходе решения проблемы тема может исчезнуть или быть поглощена иными темами, к прежней теме сознание может возвратиться. Шюц набрасывает теорию пробелов сознания, или несостоявшихся тем. Эта линия анализа генезиса социологических понятий из повседневного опыта нашла свое продолжение в этнометодологии Г. Гарфинкеля, где проводится различие между индексным и объективным языками при рациональном описании практических повседневных взаимодействий. Объективный язык описания и является языком Т., или конструирования реальности социального взаимодействия.         В рус. философии А. Белый, постоянно обращаясь к «духу музыки» и к теоретико-музыкальным метафорам, говорил о возникновении в Новое время самосознаюшего Я как о сознании, разлагающем свои состояния в композиции вариации темы во времени (Белый А. Душа самосознающая. М., 1999. С. 125, 392—420).         А.П. Огурцов

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Тематизация проблемы идеологии в аспекте самообоснования, универсальности применения и описания

Юрьев Роман Александрович
В статье рассматривается специфика анализа проблемы идеологии в контексте феноменологического мышления.
Читать PDF
0.00 байт

Тематизация синтеза как единства когнитивного и социально-культурного в западной социологии науки: к

Корниенко Анна Анатольевна
Анализируется процесс становления когнитивной социологии науки, в предметном поле которой прослеживается взаимосвязь когнитивных и социальных структур науки. Обозначена роль контекста в формировании научного знания.
Читать PDF
0.00 байт

Тематизация страха в концепции У. Бека

Осипова Екатерина Сергеевна
Проводится анализ современной социальной реальности общества риска как контекста, в котором тематизируется феномен страха. Цель статьи выявить, какое место занимает страх в современной структуре социальности.
Читать PDF
0.00 байт

Современная эпистемология: тематизация «Человекоразмерного» характера научно-исследовательской деяте

Волков Алексей Владимирович
В статье отражена одна из главных тенденций современной эпистемологии ориентация на экспликацию человеческого измерения научного познания.
Читать PDF
0.00 байт

Аффект в структурализме. Тематизация границы

Артеменко Татьяна Юрьевна
Представлены две тенденции концептуализации аффекта. С одной стороны, аффект противопоставляется процедурам означения и поэтому отсылает к субъективности как аутентичности.
Читать PDF
0.00 байт

Тематизация Другого в трансцендентальной феноменологии Э. Гуссерля и феноменологической социологии А

Звягинцева Е. И.
В статье дан анализ проблематизации Другого в работах Э.Гуссерля и А.Шюца. Автор демонстрирует динамику философских идей Э. Гуссерля и выход философа к теме Другого.
Читать PDF
0.00 байт

Тематизация незнания: прагматический и эпистемологический контексты

Цыпина Лада Витальевна
В статье реконструируются два смысловых контекста тематизации незнания. Прагматический контекст связан с современными дискуссиями о прикладных аспектах незнания как одного из значимых механизмов производства повседневности.
Читать PDF
0.00 байт

Тематизация идеи «Внутренней формы слова»: философский аспект

Корниенко Михаил Анатольевич
В статье раскрывается эвристическая наполненность тезиса В. фон Гумбольдта о непротиворечивости отношения внутренней и внешней форм. Показано, что эти понятия разделимы только в абстракции.
Читать PDF
0.00 байт

Тематизация способностей в творчестве Ф. Ницше

Бойко Владимир Анатольевич
Тема способностей постоянно находилась в поле зрения Ницше, трансформации значения этого слова во многом определяют глубину его мифопоэтического дискурса.
Читать PDF
0.00 байт

«То, что есть»: опыт историко-философской тематизации

Мелихов Герман Владимирович
В статье предпринята попытка историко-философской тематизации концепта «то, что есть». Раскрывается содержание понятия «эксцентрация», его отношения с понятиями «децентрация» и «феноменологическая редукция».
Читать PDF
0.00 байт

Основания и способы тематизации феномена интерсубъективности в современной философии

Эннс Ирина Андреевна
Анализируются способы тематизации проблемы интерсубъективности в современной западной философии.
Читать PDF
0.00 байт

Социология и философия власти: сопоставительный анализ двух способов тематизации власти

Мальцева Анна Викторовна, Зайцева Елена Анатольевна
В статье предпринят сопоставительный анализ двух способов тематизации власти средствами теоретической социологии и социальной философии.
Читать PDF
0.00 байт

Глобальный терроризм как социальная вещь: опыт тематизации в горизонте политического

Мальцева А. В., Мальцев К. Г.
Обосновывается необходимость введения нового определения понятия "терроризм", обусловленная изменением горизонта его местобытия как "социальной вещи".
Читать PDF
0.00 байт

Миф как конфигурация опыта сознания - возможности экзистенциально-феноменологической тематизации

Осаченко Ю. С.
Читать PDF
0.00 байт

Тематизации субъекта научной деятельности

Шиповая Л.В.
The author argues that research agent is a valid subject of philosophy of science and uses the phenomenological approach to consider this question.