Тело, в библейском понимании

Найдено 1 определение
Тело, в библейском понимании
(Body, Biblical View of the). В ВЗ нет понятия, к-рое соответствовало бы н.з. soma физическому телу, отличному от души и духа. Чаще всего через soma (в Септ.) и "тело" передаются такие евр. понятия, как feasor ("плоть") в Лев 14:9; 15:2, пеЬе1а ("туловище", "остов") в 3 Цар 13:22,24 ngewiya в 1 Цар 31:10,12.
В НЗ "тело" употребляется ок. 150 раз. В подавляющем числе случаев именно это слово соответствует греч. soma, к-рое мы и рассмотрим в данной статье.
Физическое тело. Помимо человеческого тела, в Библии упоминаются тела животных (Быт 15:11; Суд 14:89; Дан 7:11; Евр 13:11; Иак 3:3). Только однажды говорится о "теле" растения (1 Кор 15:3738). Один раз встречается упоминание о телах небесных и телах земных (1 Кор 15:40). Хотя в Библии не сказано, есть ли тела у ангелов, внешне ангелы, вероятно, похожи на людей,  время от времени их путают с людьми (Быт 18:2,16;Иез9:2; Дан 10:56,10,18; 12:67; Откр 20:1).
Земное тело. Очевидно, под "телом" в Библии подразумевается, гл. обр., человеческое тело. При этом в качестве аксиомы принималось, что библейское " тело "  нечто большее, чем только физическое тело; что речь идет обо всей личности. Эту идею подверг сомнению Р. Г. Гандри, крый исследовал значение soma в библейской и небиблейской литературе и заключил, что речь идет именно о физическом теле человека.
Для обозначения физического тела в Библии употребляется еще одно слово  "плоть" (sarx). Sarx может относиться к телесной сущности человека (Ин 3:6; Гал 2:20; 4:13; Флп 1:22,24) и Христа (Кол 1:22; Рим 8:3). Хотя soma , как и sarx, подвержена искушениям (Рим 6:12) и смертна (Рим 6:12; 8:11; ср. 2 Кор 4:11), этидвапонятия в некрыхаспектах отличаются. (1) Тело, способное преображаться,  вместилище Св. Духа (Рим 8:11; 1 Кор 6:19), в то время как плоть ничего хорошего заключать не может (Рим 7:18). (2) Тело предназначено для Господа и служит Его прославлению (1 Кор 6:13,20), в то время как плоть не может "угодить" Богу (Рим 8:8). (3)Тело орудие праведности, а не греха (Рим 6:1213), в то время как плоть  место греха (Гал 5:13) и пребывает во вражде с Богом (Рим 8:7; Гал 5:1617). (4) Тело ожидает искупления и воскресения (Рим 8:23; 1 Кор 15:3549), в то время как плоть неспособна воскреснуть (1 Кор 15:50), но предназначена к смерти. (5) Поскольку тело воскреснет, оно предстанет на суд Христов, и суду подвергнется все содеянное в теле (2 Кор 5:10). Существенное различие между телом и плотью в том, что тело может преобразиться, а плоть  нет. Тело можно использовать как орудие греха или орудие праведности, плоть же способна служить только орудием греха. Эту мысль кратко выразил Дж. А.Т. Робинсон: "Sarx относится к человеку в единстве его с тварным бытием, отстоящим от Бога, soma относится к человеку в единстве его с тварным бытием, сотворенным для Бога" (TheBody).
Бультман в рамках своей экзистенциалистской теологии утверждает, что soma подразумевает человеческую личность в целом, а не просто физическое тело. По словам Р. Джуетта, "Бультман превратил soma в его виртуальную противоположность в символ системы индивидуального существования,по сути своей нефизического" (PaulsAnthropological Terms). Ответ Гандри вносит необходимую коррективу, показывая человека "дуалистически, т.е. как единство двух составляющих  духа и тела. Дух  составляющая, действием крой человек живет в материальном и событийном мире" (Soma in Biblical Theology). Т.о., человек  больше, чем просто тело; он одновременно материален и нематериален ; он есть тело и дух (душа). Библейский дуализм предполагает, что тело  орудие, посредством крого проявляется нематериальное; этим он отличается от греческого дуализма, где душа  пленница тела. Материальное и нематериальное в человеке сосуществуют наравне друг с другом. Обе составляющие нуждаются в искуплении, и обе существуют вечно. Человек  не просто тело и не просто дух (душа), а их соединение.
Воскресшее тело. Когда человек умирает, нематериальное в нем отделяется от материального. В момент смерти материальная (физическая) составляющая продолжает существовать, хотя и находится в процессе разложения. Тело описывается как уснувшее, ожидающее прихода Господа (1 Кор 15:6,18; 1 Фес 4:1316). Нематериальная составляющая, по крайней мере  для верующего, немедленно отделяется, чтобы быть с Господом (2 Кор 5:68). Поскольку личность совмещает в себе материальное и нематериальное, многие полагали, что в период между смертью и воскресением существует промежуточное тело. Однако теория эта гл. обр. опирается на выводы из рассказа о богаче и Лазаре (Лк 16:1931); идею о промежуточном состоянии нельзя воспринимать как непреложную догму.
В1 Кор 15:3549ап. Павел описывает воскрешенное тело. У него есть свои, особые свойства, отличающие его от "душевного тела" (физического тела, крым правит душа). Бог сотворил Адама из праха, "вдунул в лице его дыхание, стал человек душею живою" (Быт 2:7; 1 Кор 15:45); "душевноетело" предназначалось для земной жизни, оно смертно. Воскрешенное тело описывается как "духовное тело" (1 Кор 15:44)  ап. Павел имеет в виду не "состав" тела, а то обстоятельство, что физическим телом правит дух. Это тело бессмертно; ему уготована небесная жизнь (1Кор 15:5053). Воскрешенное тело, несомненно, видимо  ап. Павел перечисляет многих людей, видевших Христа в воскрешенном теле (1 Кор 15:58). Согласно рассказам Евангелия и Деян, воскресшего Христа видели Его ученики (Мф 16:20; 28:910; Мк 16:9,12,1418; Лк 24:1352; Ин 20:1421,25; Деян 1:111). Воскрешенное тело Христа имеет некрое сходство с "обычным" телом; Он дышал (Ин 20:22), ел (Лк 24:4243), Его узнавали (Ин 20:2729). Вместе с тем были у Него и отличия  Христа не всегда узнавали сразу (Лк 24:1631; Ин 20:14; 21:4); Он мог проходить сквозь двери и стены (Ин 20:19,26; Лк 24:36) и быстро преодолевать огромные расстояния (Мф 28:710). Наконец, хотя "обычное" и воскрешенное тело противопоставляются у ап. Павла как тленное и нетленное, уничиженное и славное, немощное и сильное, душевное и духовное (1 Кор 15:4244), оба тела  физические (материальные) тела.
Тело Христа. Физическое тело. В НЗ отдельно говорится о физическом теле Христа в связи с Его смертью (Мф 27:5859; Мк 15:4345; Лк 23:52; 24:3,23; Ин 19:38,40; 20:12; Кол 1:22; Евр 10:10). Это тело было видимо и осязаемо; голос Христа был слышим (1 Ин 1:13; Ин 1:14; Деян 2:20). Тело Христа соответствовало обыкновенному человеческому телу. Показательно, что Христос мог испытывать голод, что Он ел, пил и уставал. Евангелия ничего не говорят о том, что Его тело чем-то отличалось от обыкновенного человеческого тела,  ни друзья Его, ни враги об этом не упоминают. В годы земной жизни тело Христово несло все несовершенство человеческого тела.
Евхаристия. На Тайной вечере Иисус, преломив хлеб, сказал: "...сие есть Тело Мое" (Мф 26:26; Мк 14:22; Лк 22:19; 1 Кор 11:24). Тайная вечеря приготовлялась как пасхальная трапеза, поэтому преломление хлеба означает, что Христос принес свое тело в жертву за все человечество. Ап. Павел предупреждает коринфян: кто ест хлеб "недостойно ", тот виновен в осквернении тела Господнего(1 Кор 11:27); ктоестипьет, "не рассуждая о Теле Господнем", тот навлекает на себя наказание (ст. 29). Тем самым, оскверняя евхаристические дары, мы уничижаем физическую смерть Христа как жертву за грех. Как и было с многими коринфянами, Господь за это наказывает (ст. 30).
Тела верующих. В теологическом плане soma относится к Телу Христову и Церкви (Рим 12:5; 1 Кор 10:1617; 12:1227; Еф 1:23; 2:16; 4:4,12,16; 5:23,30; Кол 1:18,24; 2:19; 3:15). Понятие "тело" употребляется здесь в метафорическом смысле  верующие соединяются Св. Духом в единое Тело Христа. Через характеристики отдельных членов Тела в их отношении друг к другу образно описываются отношения верующих между собой и с Христом, единство и многообразие пребывающих в Теле Христовом (1 Кор 12:1230). В Рим 12:48 и 1 Кор 12:1230 Павел описывает Тело Христово как общность верующих, обладающих различными духовными дарами и объединенных общей задачей в структуре местной церкви. Хотя в позднейших писаниях Павла находит выражение та же концепция (ср. Еф4:412; 5:30; Кол 3:15), она дополняется определением Христа как главы Церкви (Еф 1:22; 4:15; 5:23; Кол 1:18; 2:19), сявным акцентом на универсальном характере "тела". Т.о., в концепции "ТелаХристова" "тело" имеет метафорическое значение и сравнивается с человеческим физическим телом, чтобы подчеркнуть его единство и многообразие.
Заключение. Помимо метафорического употребления понятия "тело", когда речь идет о "теле Христовом ", "тело" неизменно имеет значение физического (материального) тела. Даже в метафорическом значении "тело" сравнивается с физическим (материальным) телом. Человек  нечто большее, чем только физическое (материальное) тело; он являет собой сочетание материального и нематериального.
H.W. HOEHNER(nep. Ю.Т.) Библиография: C.B.Bass, ISBE (rev.), I, 52831; J.C. Beker, Paul the Apostle; E. Best, One Body in Christ; R. Bultmann, Theology of the NT, I, 192203; R.H. Gundry, Soma in Biblical Theology; D. Guthrie, NT Theology; R. Jewett, Pauls Anthropological Terms and IDB Supplement, 11718; G.E. Ladd.yl Theology of the NT; S.V. McCasland, IDB, 1,45152; H. Ridderbos,/W: An Outline of His Theology; J. A.T. Robinson, The Body; E. Schweizer and G. Baumgartel, TNDT, VII, 102494; S. Wibbling, NIDNTT, 1,23238.
См. также: Человек (учение о нем); Плоть.

Источник: Теологический энциклопедический словарь