ТЕЛЕЗИО Бернардино

Найдено 10 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ТЕЛЕЗИО Бернардино
1509-1588) - итал. натурфилософ, деист. Гл. соч. — «О природе вещей согласно их собственным началам». Т. основал в Неаполе академию для опытного изучения природы. Т. считал материю неуничтожимой, а движущим началом — присущее природе тепло, борющееся с холодом. «Жизн. дух» — причина жизни и сознания животных и человека. Отстаивая идею единства живого, Т. при объяснении соц. природы человека признавал сотворенную богом «высш.» душу.

Источник: Атеистический словарь

ТЕЛЕЗИО (Telesio) Бернардино
род. 1508, Козенц, близ Неаполя - ум. 2 окт. 1588, там же) - итал. философ. Основал в Неаполе Academia Telesiana, или Consentina (Академию для опытного изучения природы). Один из главных представителей естественнонаучного эмпиризма эпохи Возрождения, правда еще не преодолевший некоторой склонности к спекулятивным рассуждениям. Движущей силой всего бытия считал самосохранение, целью - самосовершенствование. Написал "De natura rerum juxta propria principia" ("О природе вещей согласно ее собственным законам"), 1565.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ТЕЛЕЗИО Бернардино
(Telesio, 1509—1588) - один из наиболее значит. представителей итальянской натурфилософии периода Возрождения, непоследоват. материалист. За свои передовые взгляды подвергался преследованию римской курией. Гл. соч. Т. - «О природе вещей сообразно их собственным принципам» (1565) - было включено в Индекс запрещ. книг. Т. учил, что материя несотворима и неуничтожима, источником ее движения является борьба присущих ей противоположных начал - тепла и холода, а роль бога сводится к одному акту творения. Есть мнение, что признание сверхъестеств. нематериальных начал - бога и души - служило Т. лишь средством маскировки.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

ТЕЛЕЗИО Бернардино
итальянский философ; p. 1508 (Козенца, близ Неаполя) — ум. 2. 10. 1588 (там же). Основал академию (Academia Telesiana, или Cosentina) в Неаполе. Один из главных представителей естественно-научного эмпиризма эпохи Возрождения, правда еще не преодолевший некоторой склонности к спекулятивным рассуждениям. Движущей силой всего бытия считал самосохранение, целью — самосовершенствование. Осн. соч.: De natura rerum juxta propria principia, 2 vol., 1565; Varii de naturalibus rebus libelli, 1590, 1971.
Gentile. B. T. Bari, 1911; N. V. Deusen. T. — The First of the Modems. New York, 1932; N. Abbagnano. B. T., Milano, 1947; G. Soleri. T., Brescia, 1954; G. Saitta. II pensiero italiano deirUmanesimo e nel Rinascimento. Firenze, 1960; P. O. Kristeller. Eigth Philosophers of the Italian Renaissance. Stanford, 1964, dt. 1986.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

ТЕЛЕЗИО Бернардино
(1509 - 1588) - итальянский натурфилософ эпохи Возрождения. Основное сочинение «О природе вещей согласно ее собственным началам» (1565). Имя Телезио стоит в одном ряду с выдающимися мыслителями итальянского Возрождения: Леонардо Да Винчи, Джордано Бруно, Томазо Кампанелла Телезио - противник схоластического аристотелизма, основал Академию с целью опытного изучения природы на основе ее законов. По учению Телезио, материя пассивна; тепло и холод - исходные движущие источники. Телезио исходит из сенсуализма и опытного познания. Человек - природная реальность, обладающая помимо «духа» родом «божественной и бессмертной души». Нравственная жизнь человека содержит природные начала - добро самосохраняет, зло - разрушает. Согласно взглядам Телезио, создателем и правителем этого реального мира является Бог, определяющий творческую активность и природы и человека.

Источник: Краткий философский словарь 2004

ТЕЛЕЗИО Бернардино (1509—88)
итал. натурфилософ эпохи Возрождения. материалист. Призывал к опытному изучению природы, подчеркивал значение органов чувств как гл. источника человеческих знаний, выступал против умозрительно-силлогистического метода, характерного для схоластики. Т. оказал большое влияние на Бруно и Кампанеллу и стал одним из предшественников Ф. Бэкона. В истолковании природы Т. исходил из того, что материя, заполняющая все пространство (исключая, т. обр., пустоту), столь же извечное начало, как и бог. Подобно др. натурфилософам его эпохи, Т. придерживался гилозоистических идей (Тило-зоизм). Развитая Т. система космологических воззрений сводилась к идее, согласно к-рой тепло и холод, как противоположные и одушевленные начала, стремящиеся к самосохранению, вступают в борьбу за материю. При этом тепло сконцентрировано на Солнце, а холод — на Земле. Гл. соч.— “О природе вещей согласно их собственным принципам” (1565).

Источник: Философский энциклопедический словарь

ТЕЛЕЗИО Бернардино
1509, Козенца - 2.10.1588, там же), итал. натурфилософ эпохи Возрождения. Окончил Падуанский ун-т (1535). Осн. соч.- «О природе вещей согласно ее собственным началам» («De rerum natura iuxta propria principia», 1565; pacшир. изд., libri l-9, 1586; совр. изд., 1965, 1976).Противник схоластич. аристотелизма, основал академию (Academia Telesiana, или Cosentina) с целью опытного изучения природы на основе ее законов. Натурфилософия Т. опирается на традиции антич. гилозоизма. Противоположные стихии тепла и холода, по Т. - главные движущие начала всего, воздействующие на пассивную материю. Тепло - источник всякой органич. жизни, а также тонкоматериального жизненного «духа» (spiritus), присущего животным и человеку, у к-рого наряду с этим имеется бессмертная душа, вложенная в него богом. В теории познания Т. развивал т. зр. сенсуализма. Основой этики считал стремление всего сущего к самосохранению. Своей ориентацией на опытное познание Т. оказал большое влияние на Кампанеллу, а также на Бруно, Декарта и Ф. Бэкона.

Источник: Советский философский словарь

Бернардино Телезио
Телезий) (итал. Bernardino Telesio; 1509, Козенца — 2 октября 1588, там же) — итальянский ученый и философ. Окончил Падуанский университет в 1535.        Основное сочинение — «О природе вещей согласно ее собственным началам» (1565; 9 книг в 1586).        Телезио резко осуждает Аристотеля, смешивая перипатетизм схоластический с подлинной аристотелевской философией и распространяя свою антипатию к последней на самую личность Аристотеля. Он основал в Неаполе естественно-историческое общество Academia Telesiana. Задачей философии считал исследование природы.          Натурфилософским представлениям отвечает его объяснение жизни человека и его познания. Все вещи материальны. Но сама материя пассивна. Тепло, как активный принцип, является основой жизненного принципа, который Телезио называет духом (приравнивая его к средневековому медицинскому термину "спиритус"). "Пневма" представляет собой тонкую, теплую, телесную, подвижную материю, которая находится в живом организме, способствует движению, определяет жизненные функции, чувствительность, восприятие, познание и умирает вместе с телом. Учением о "жизненном духе" Телезио указывает на единство всех живых существ. Человек в этом смысле отличается тем, что его "пневма" более "тонкая" и "теплая". "Дух" неразрывно связан с материей, он рассредоточен во всем теле, распространяется по нервной системе, центром которой является мозг. Разумная человеческая душа многосторонним образом связана с "духом природы". В теории познания и в психологии Телезия является сенсуалистом.       

Источник: Философия справочные материалы для самостоятельной работы студентов и магистрантов

ТЕЛЕЗИО Бернардино
1509, Козенца — 2 октября 1588, там же) — итальянский философ эпохи Возрождения. Окончил Падуанский университет, в 1535 получил степень доктора философии. В Неаполе организовал академию, общество ученых, стремившихся к опытному изучению природы (Academia Telesiana, или Consentina). По распоряжению церковных властей академия была закрыта. Тслезио вернулся в Козенцу, где оставался до конца своих дней. Главный его труд — «О природе вещей согласно ее собственным началам» (De renim naturajuxta propria principia) (первый вариант— 1565, окончательный — 1586, в 9 книгах). Телезио отстаивал опытный метод познания природы, заключающийся в постижении подлинных свойств вещей, исходя из чувственных восприятий и ощущений. Источник движения в природе — две великие стихии — тепло и холод, ведущие непрестанную борьбу за обладание материей, которая характеризуется им как вечная, качественно однородная пассивная масса; она неподвижна, невидима, темна и «как бы мертва». Материя придает вещам телесную массу, тепло и холод — свойства и форму Тепло сконцентрировано в Солнце, господствует в небе, земля пребывает во власти холода. Признавая, что мир создан Богом, Телезио ограничивал его деятельность актом творения, во время которого природа получила все необходимое для самостоятельного существования. Сознание и психическую деятельность живых существ Телезио связывал с наличием в самой природе «жизненного духа» (у человека он отличается лишь большей теплотой и благородством) — особого, тонкого вещества, сосредоточенного в мозгу и по нервной системе распространяющегося по всему организму. Благодаря ощущениям дух воспринимает внешние воздействия, способен их запоминать, передавать и обобщать, на этом основывается опыт — критерий истины и фундамент всех наук. Убежденный сенсуалист, Телезио считал чувственное восприятие более совершенным, нежели мышление. Основой этики считал стремление всего сущего к самосохранению. Телезио признавал существование у человека бессмертной души, «вдунутой» непосредственно Богом, но считал, что божественная душа не может стать предметом научного исследования. Учение Телезио получило широкое распространение в его время, оказав большое влияние на развитие натурфилософии и опытного естествознания (особенно на Кампанеллу, а также Дж. Бруно, Ф. Бэкона, Декарта). Вместе с тем воззрения Телезио вызвали негативную реакцию защитников схоластики; его философский труд был включен в индекс запрещенных книг.
Соч.: De rerum naturajuxta propria principia. Testo, traduzione e note a cura di L. De Franco. 3 vol. Cosenza—Firenze, 1965—76; arii di naturalibus rebus libelli. Prima edizione integrale. Testo critico di L. De Franco. rirenze, 1981.
Лит.: ГорфункельА. X. Материализм и богословие в философии Бернардино Телезио.— В кн.: Итальянское Возрождение. Л., 1966; Он же. Философия эпохи Возрождения. М., 1980, с. 233—248; Firpo L. Filosofia italiana e controriforma. Torino, 1951, p. 38—55; SaitaG. Il pensiero italiano nel Umanesimo e nel Rinascimento. Bologna, vol. 3, 1951, p. 1-77.
Л. С. Чиколини

Источник: Новая философская энциклопедия

ТЕЛЕЗИО Бернардино

(1509 – 2 окт. 1588) – итал. философ-материалист. Организовал в Неаполе академию, поставившую задачей опытное исследование природы, – первое из об-в такого рода. Эта программа была слабо реализована вследствие неразвитости естеств. наук в ту эпоху. Т. фактически возвращался к натурфилос. идеям Анаксимена и Парменида, а также стоицизма. Материя, согласно Т., неуничтожима, качественно однородна, количественно неизменна; она сплошь заполняет пространство и исключает пустоту. Отвергая по существу аристотелевско-схоластич. дуализм земного (состоящего из традиц. элементов – земли, воды, воздуха и огня) и небесного (состоящего из особой, "пятой сущности", или эфира), Т. не преодолел традиционных представлений о материи как только о пассивном, страдат. начале. Активным, движущим началом природы Т. считал (подобно Стратону) противоположно действующие стихии холода и тепла, к-рые он мыслил одушевленными. Этот гилозоизм, как и диалектика противо-положностей, – характерные особенности натурфилософии эпохи Возрождения. Тепло, по Т., сконцентрировано в Солнце, а холод – в Земле. Борьба солнечного и земного миров составляет основное содержание космической жизни. Жизненный дух (spiritus), присущий животным и человеческим организмам, соединяет их с мировым теплом. Это – тонкое и подвижное вещество, представляющее собой смесь легко проницаемого воздуха и деятельного огня. У человека оно сконцентрировано прежде всего в мозге, откуда по нервам распространяется по всему телу. Гл. назначение духа – служить эластичной средой, посредством к-рой человеческие чувства воспринимают внешние предметы, воздействующие на нас в соответствии со степенью смешения в них тепла и холода. Теория познания Т. – материалистич. сенсуализм. "Мышление значительно менее совершенно, чем чувство", к-рое и является основой познания ("О природе вещей согласно их собственным началам" – "De rerum natura iuxta propria principia", liber 1–2, Romae, 1565; расшир. изд., liber 1–9, Neapoli, 1586; совр. изд., v. 1, Modena, 1910; v. 2, Gen., 1913, v. 3, Roma, 1923). Все выводы рассудка – выводы по аналогии, в соответствии с некогда воспринятым, и догадки по воспоминаниям. Критерий истины – опыт. Этич. доктрина Т. носит натуралистич. характер. Стремление к самосохранению, присущее всей природе, определяет, по Т., и поведение любого человека. Сенсуалистич. гедонизм Т. направлен против аскетич. морали. Наряду с природным духом человека Т. признавал существование бестелесной и бессмертной души, вложенной в человека непосредственно богом. Предвосхищая идеи деизма, Т. говорил о том, что материя и мир некогда были созданы богом, но с тех пор существуют по собств. законам. Последователями Т. в Италии были Ф. Мартелли, С. Куатромани, А.Персио, Кампанелла. Влияние Т.испытал Бруно. Высокую оценку его попыткам создать метод опытного исследования природы дал Ф. Бекон. Соч.: Varii de naturalibus rebus libelli. Ab A. Persio editi, pt 1–8, Venetiis, 1590. Лит.: История философии, т. 2, M., 1941, с. 47–52; Корелин М. С., Ранний итальянский гуманизм и его историография, вып. 1–2, М., 1892; Соколов В. В., Очерки философии эпохи Возрождения, М., 1962; Зубов В. П., Развитие атомистических представлений до начала 19 в., М., 1965; Горфункель А. X., Материализм и богословие в философии Б. Т., в сб.: Итал. Возрождение, [Л.], 1966; Fiоrеntino F., В. Telesio, v. 1–2, Firenze, 1872–74; Gentile G., В. Telesio, Bari, 1911; его же, В. Telesio, в его кн.: Il pensiero italiano del Rinascimento, 3 ed., Firenze, 1940; Abbagnano ?., Telesio, Mil., 1941; ?rоilo ?., В. Telesio, 2 ed., Roma, 1924; Zavattari ?., La visione della vita nel Rinascimento e B. Telesio, Torino, 1923; Soleri G., Telesio, Brescia, 1944; Firpo L., Filosofia italiana e controriforma, Torino, 1951, p. 38–55; Saitta G., Il pensiero italiano nell´ Umanesimo e nel Rinascimento, v. 3, Bologna, 1951, p. 1–77. В. Соколов. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.