ТЕКСТОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Найдено 1 определение
ТЕКСТОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
понятие литературоведения, психологии, буддологии и других наук. Т.д. применительно к древним буддистам не столько включает в себя объемы понятий «умственная деятельность», «речевая активность», «религиозное поведение» и др., сколько даёт представление о том, что регулировало, ориентировало и даже содержательно определяло те реалии, которые обозначены последними понятиями. Именно традиционное воспроизводство текстов (в условиях монастырской культуры — труд каждодневный, если не ежечасный), стремление руководствоваться ими в поведении, в общении с окружающими и на- едине с собой, а также создание новых текстов при возникновении в них экзегетической, дидактической, полемической, социально-идеологической и иных потребностей обеспечивали существование и развитие буддийской философии. Разумеется, потребность в конкретных текстах, истолковывающих писание в том или ином духе, испытывали реальные потребители. Автор работал, как правило, для определённых адресатов, которых можно подразделить на несколько классов. Они проявляли интерес либо к эзотерической, либо к экзотерической литературе буддистов. Каждому классу предназначался тот или иной вид текстовой деятельности мыслителя, опиравшегося в своем творчестве на писания, признаваемые в данной учительской традиции за Слово Будды. Многогранная работа с последним является главным делом жизни любой религиозной личности, будь то слово Лао-цзы, Конфуция, Моисея, Иисуса или Мухаммада. Следовательно, первым основополагающим для определённой группы учителей и учеников видом Т.д. деятельности являлось редактирование известных им сутр и составление комментариев к ним. Эта экзегетическая работа, сопровождавшаяся заучиванием текстов и обсуждением сделанного предшественниками, обеспечивала трансляцию буддийского знания с IV в. до н. э. Обычное наставление ученику-монаху: «Постоянно произносить речения Будды наизусть, быть готовым к проверке учителем этого знания, проповедовать и объяснять Законоучение («Чулавагга», VIII, 7, 4). Некоторые ученики делали упор на заучивании положений Закона, другие — текстов сутр, Винаи, а также на мастерство проповедников («Махавагга», IV, 15, 4)». Второй вид соответствовал культово-обрядовой стороне жизни монахов, составлявших уставы поведения и сочинявших ритуальные песнопения, гимны-моления. В этих текстах отразились результаты ритуального, медитативно-йогического опыта, а также канонизации различных моделей поведения первоучителей. Только монахам (бхиккху, бхикшу), обладавшим высокими способностями, давали уроки медитации (четыре дхьяны). Третий вид Т.д. формировал буддийскую шастру — науку по интерпретации и классификации содержания сутр. В такого рода теоретических занятиях буддисты вырабатывали свои методологические подходы изучения тех или иных тем как внутренней проблематики, так и общеиндийской. Здесь мыслители, философы закрепляли за терминами значения понятий той или иной школы мысли (никаи) и на их основе создавали особые учения, подходы или особые интерпретации доктрин из сутр. Плоды этой деятельности зафиксированы в систематических трактатах и кратких очерках основных положений школы (кариках). Из дошедших до нас трактатов самые ранние относятся к III–II вв. до н. э. Такое понимание шастры свойственно отечественной буддологии. Четвёртый вид сопровождал полемическую активность, порождённую изначальным полирелигиозным соперничеством буддизма с брахманизмом, джайнизмом, шраманскими течениями. Первые образцы полемики с оппонентами содержатся уже в самых ранних сутрах. Позднее идейные споры между буддийскими школами, а также буддистов с небуддистами стали яркой приметой философской жизни в древней Индии. Диспуты нередко проходили в присутствии царей, обставлялись пышным ритуалом. Монастырю, победившему в споре, гарантировалась материальная поддержка в виде щедрых дарений. Буддийская и брахманистская системы образования равное внимание уделяли эффективности метода дискуссии. Буддизм был даже более прозелетическим. Земной Путь Будды-учителя — это постоянные споры и дискуссии с представителями других школ или ответы на вопросы учеников. Буддисты регулярно съезжались на соборы для обсуждения различных доктрин. Местами таких важных диспутов, которыми была отмечена культурная и религиозная жизнь в те дни, были общественные залы, называемые в палийских текстах Santha–garas или Samayappava– dakasa–la–s. Буддийская литература много внимания уделяет правилам поведения на таких дискуссиях и собраниях сангхи. Самый ранний труд об этом – «Катхаватху» (I, 1–69) времён Ашоки. Дошедшее до нас письменное наследие древнего буддизма включает в себя огромное число текстов — руководств для диспутов, в которых совершенствовались логико-полемические приемы. Как правило, трактаты шастрического уровня содержат признаки и третьего и четвёртого видов текстовой деятельности — позитивную философию, построенную на катафатическом («утверждающем») методе, разработанном для третьего вида, и негативную философию апофатического («всё отрицающего») метода. Однако имеются и отдельные «чистые» образцы, т.е. тексты, выполненные с применением одного метода. К таковым можно отнести, например, полемические труды махаянской школы «срединников» (мадхьямиков), основанной Нагарджуной во II–III вв. Пятый вид текстовой деятельности был связан с выходом буддизма в сферу социальной политики и идеологии древнеиндийских государств, что нашло свое отражение в «наставлениях» и «посланиях» разным монархам, в которых буддийские учителя популяризовали свои религиозные, этические, философские и другие положения, восхваляли аксиологию и сотериологию конфессии. Особенно показательна в этом отношении «Ратна-авали раджа-парикатха» («Драгоценные строфы наставления царю») Нагарджуны. Шестой вид охватывает разные направления проникновения буддизма в индийское искусство и культуру, например строительство храмов и монастырских комплексов (а это тоже, безусловно, тексты); миссионерскую деятельность среди широких народных масс: рассказы паломников, жития святых, мифы, связанные с новыми культовыми персонажами, легенды, предания, истории, буддийские версии фольклорных памятников и т.д.; а также «буддизацию» комплексов традиционных познаний в медицине, астрологии и т.п. Последовательность перечисления указанных видов имеет определённое значение: если первые три — сакрально-текстовая, культово-монастырская и учёная деятельности — обеспечивали развитие религиозной культуры изнутри, то следующие три — полемико-диалектическая, идеоло- гическая и изобразительно-распространительная — укрепляли взаимосвязи сангхи с её окружением. Однако, как бы ни стремились буддисты в мистическом порыве выйти из сферы действия естественных законов природы и общества, вся их творческая деятельность, запечатлённая даже в наиболее эзотерических текстах, представляла собой не что иное, как форму общения с мыслителями прошлых, современных им и будущих поколений.

Источник: Индотибетский буддизм. Энциклопедический словарь.

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF

Библиопсихология в культуре текстовой деятельности

Бородина Валентина Александровна
Рассматривается библиопсихология в развитии культуры текстовой деятельности в цифровую эпоху.
Читать PDF

Сущность текстовой деятельности в аспекте информационной войны

Ворошилов А. А.
Наша эпоха характеризуется наивысшей практической и познавательной активностью человека.
Читать PDF

Основные направления деятельности Комиссии по переводу богослужебных текстов при Западноевропейском

Пшеничная Елена Александровна
Рассматривается уникальная деятельность Комиссии по переводам богослужебных текстов на французский язык при Западноевропейском Православном братстве.