ТЕКСТОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Найдено 1 определение
ТЕКСТОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
понятие литературоведения, психологии, буддологии и других наук. Т.д. применительно к древним буддистам не столько включает в себя объемы понятий «умственная деятельность», «речевая активность», «религиозное поведение» и др., сколько даёт представление о том, что регулировало, ориентировало и даже содержательно определяло те реалии, которые обозначены последними понятиями. Именно традиционное воспроизводство текстов (в условиях монастырской культуры — труд каждодневный, если не ежечасный), стремление руководствоваться ими в поведении, в общении с окружающими и на- едине с собой, а также создание новых текстов при возникновении в них экзегетической, дидактической, полемической, социально-идеологической и иных потребностей обеспечивали существование и развитие буддийской философии. Разумеется, потребность в конкретных текстах, истолковывающих писание в том или ином духе, испытывали реальные потребители. Автор работал, как правило, для определённых адресатов, которых можно подразделить на несколько классов. Они проявляли интерес либо к эзотерической, либо к экзотерической литературе буддистов. Каждому классу предназначался тот или иной вид текстовой деятельности мыслителя, опиравшегося в своем творчестве на писания, признаваемые в данной учительской традиции за Слово Будды. Многогранная работа с последним является главным делом жизни любой религиозной личности, будь то слово Лао-цзы, Конфуция, Моисея, Иисуса или Мухаммада. Следовательно, первым основополагающим для определённой группы учителей и учеников видом Т.д. деятельности являлось редактирование известных им сутр и составление комментариев к ним. Эта экзегетическая работа, сопровождавшаяся заучиванием текстов и обсуждением сделанного предшественниками, обеспечивала трансляцию буддийского знания с IV в. до н. э. Обычное наставление ученику-монаху: «Постоянно произносить речения Будды наизусть, быть готовым к проверке учителем этого знания, проповедовать и объяснять Законоучение («Чулавагга», VIII, 7, 4). Некоторые ученики делали упор на заучивании положений Закона, другие — текстов сутр, Винаи, а также на мастерство проповедников («Махавагга», IV, 15, 4)». Второй вид соответствовал культово-обрядовой стороне жизни монахов, составлявших уставы поведения и сочинявших ритуальные песнопения, гимны-моления. В этих текстах отразились результаты ритуального, медитативно-йогического опыта, а также канонизации различных моделей поведения первоучителей. Только монахам (бхиккху, бхикшу), обладавшим высокими способностями, давали уроки медитации (четыре дхьяны). Третий вид Т.д. формировал буддийскую шастру — науку по интерпретации и классификации содержания сутр. В такого рода теоретических занятиях буддисты вырабатывали свои методологические подходы изучения тех или иных тем как внутренней проблематики, так и общеиндийской. Здесь мыслители, философы закрепляли за терминами значения понятий той или иной школы мысли (никаи) и на их основе создавали особые учения, подходы или особые интерпретации доктрин из сутр. Плоды этой деятельности зафиксированы в систематических трактатах и кратких очерках основных положений школы (кариках). Из дошедших до нас трактатов самые ранние относятся к III–II вв. до н. э. Такое понимание шастры свойственно отечественной буддологии. Четвёртый вид сопровождал полемическую активность, порождённую изначальным полирелигиозным соперничеством буддизма с брахманизмом, джайнизмом, шраманскими течениями. Первые образцы полемики с оппонентами содержатся уже в самых ранних сутрах. Позднее идейные споры между буддийскими школами, а также буддистов с небуддистами стали яркой приметой философской жизни в древней Индии. Диспуты нередко проходили в присутствии царей, обставлялись пышным ритуалом. Монастырю, победившему в споре, гарантировалась материальная поддержка в виде щедрых дарений. Буддийская и брахманистская системы образования равное внимание уделяли эффективности метода дискуссии. Буддизм был даже более прозелетическим. Земной Путь Будды-учителя — это постоянные споры и дискуссии с представителями других школ или ответы на вопросы учеников. Буддисты регулярно съезжались на соборы для обсуждения различных доктрин. Местами таких важных диспутов, которыми была отмечена культурная и религиозная жизнь в те дни, были общественные залы, называемые в палийских текстах Santha–garas или Samayappava– dakasa–la–s. Буддийская литература много внимания уделяет правилам поведения на таких дискуссиях и собраниях сангхи. Самый ранний труд об этом – «Катхаватху» (I, 1–69) времён Ашоки. Дошедшее до нас письменное наследие древнего буддизма включает в себя огромное число текстов — руководств для диспутов, в которых совершенствовались логико-полемические приемы. Как правило, трактаты шастрического уровня содержат признаки и третьего и четвёртого видов текстовой деятельности — позитивную философию, построенную на катафатическом («утверждающем») методе, разработанном для третьего вида, и негативную философию апофатического («всё отрицающего») метода. Однако имеются и отдельные «чистые» образцы, т.е. тексты, выполненные с применением одного метода. К таковым можно отнести, например, полемические труды махаянской школы «срединников» (мадхьямиков), основанной Нагарджуной во II–III вв. Пятый вид текстовой деятельности был связан с выходом буддизма в сферу социальной политики и идеологии древнеиндийских государств, что нашло свое отражение в «наставлениях» и «посланиях» разным монархам, в которых буддийские учителя популяризовали свои религиозные, этические, философские и другие положения, восхваляли аксиологию и сотериологию конфессии. Особенно показательна в этом отношении «Ратна-авали раджа-парикатха» («Драгоценные строфы наставления царю») Нагарджуны. Шестой вид охватывает разные направления проникновения буддизма в индийское искусство и культуру, например строительство храмов и монастырских комплексов (а это тоже, безусловно, тексты); миссионерскую деятельность среди широких народных масс: рассказы паломников, жития святых, мифы, связанные с новыми культовыми персонажами, легенды, предания, истории, буддийские версии фольклорных памятников и т.д.; а также «буддизацию» комплексов традиционных познаний в медицине, астрологии и т.п. Последовательность перечисления указанных видов имеет определённое значение: если первые три — сакрально-текстовая, культово-монастырская и учёная деятельности — обеспечивали развитие религиозной культуры изнутри, то следующие три — полемико-диалектическая, идеоло- гическая и изобразительно-распространительная — укрепляли взаимосвязи сангхи с её окружением. Однако, как бы ни стремились буддисты в мистическом порыве выйти из сферы действия естественных законов природы и общества, вся их творческая деятельность, запечатлённая даже в наиболее эзотерических текстах, представляла собой не что иное, как форму общения с мыслителями прошлых, современных им и будущих поколений.

Источник: Индотибетский буддизм. Энциклопедический словарь.