(Taylor, Nathaniel William, 17861858). Создатель ньюхейвенской теологии. Модифицировал кальвинизм, совместив его с ривайвелизмом первых десятилетий XIX в., и тем самым способствовал развитию евангелистской теологии. Родился в 1786 г. в НьюМилфорде (Коннектикут), в семье, края отличалась богатством и в материальном, и в духовном смысле. В1800 г. Тейлор поступил в Йельский университет, но изза болезни глаз смог закончить его только в 1807 г.
В студенческие годы на Тейлора оказал глубокое влияние ривайвелист Т. Дуайт, ректор Йельского университета. В течение двух лет после окончания университета Тейлор жил в доме Дуайта, работая у него секретарем и изучая теологию. В 1812 г. Тейлор был рукоположен в пастыри и получил место в Первой церкви НьюХейвена, на самой престижной кафедре штата. Десять лет проповеди и ривайвелистские призывы Тейлора вызывали всеобщее восхищение. Тесно сотрудничал с JI. Бичером, крый проповедовал по всей Новой Англии, не только приближая Второе Великое пробуждение, но и нещадно борясь с такими социальными пороками, как несоблюдение субботы и пьянство. Свои проповеди Тейлор издавал в виде вероучительных трактатов, направленных против противников ривайвелизма старокальвинистов, епископалов и крепнущего движения унитариев.
В 1822 г. Тейлор получил место профессора дидактической теологии в Иельском университете, где и преподавал до самой смерти в 1858 г. В условиях все более усиливающейся критики со стороны унитариев, заявлявших, что кальвинистский детерминизм отрицает человеческую свободу и тем самым способствует аморализму,Тейлор счел необходимым переформулировать кальвинистское учение. Он изменил учение об откровении, о греховности человеческой природы, о владычестве Божьем, об искуплении Христовом и духовном возрождении, чтобы привести кальвинистскую теологию в соответствие с ривайвелистской практикой. Тейлор принимал гуманистическое учение о реализме здравого смысла: разум не только приводит доказательства бытия Божьего, но также предлагает исходные моральные принципы, руководствуясь крыми человек становится свободной нравственной личностью. Он признавал, что человек существо заблудшее, но отрицал, что грех Адама был вменен всем людям, что каждый наследует греховную природу, подвигающую ко греху. Даже если человек грешен, он способен стать другим и сохраняет тем самым моральную ответственность. Бог наделил человека любовью к самому себе, естественным стремлением к счастью, к-рое определяет выбор человека.
Тейлор поновому истолковал учение Кальвина о владычестве Божьем: по его словам, Бог это "нравственный правитель", определяющий судьбы людей не через избранничество, а через создание нравственного универсума и оценку поведения его обитателей. Совершению нравственного поступка способствует система целей и средств, в рамках крой человек имеет возможность ответить на призыв к покаянию. Тейлор критиковал легалистский взгляд на покаяние, согласно к-ром у смерть Христа на кресте носила заместительный характер, умягчая Божий гнев на грешников; напротив, будучи великодушным и нравственным владыкой, Бог послал Христа на смерть, проповедь крой побуждает грешников добровольно, из любви к себе отвратиться от греха и возродиться. У Тейлора размыта граница между единовластным возрождающим действием Св. Духа и человеческим покаянием, крую проводил Дж. Эдварде, защищая Первое Великое пробуждение 1740х гг.
Учение Тейлора пропагандировали многие ривайвелисты, среди них Ч.Г.Финни, декларировавший солидарность с пресвитерианцами Новой школы и конгрегационалистами. Оппоненты Старой школы (напр., Ч. Ходж из Принстонской теологической семинарии), защищая традиционный кальвинизм, обвиняли Тейлора в пелагианстве, арминианстве.
W.A. HOFFECKER(nep. Ю.Т.) Библиография: S.E. Ahlstrom, "The Scottish Philosophy and American Theology", CH 24:25772; J. Haroutunian, Piety versus Morahsm: The Passingof the New England Theology; G.M. Marsden, TheEvangelical Mind and the New School Presbyterian Experience; S. E. Mead, Nathaniel William Taylor; Taylor, Concio ad Clerum: On Human Nature, Sin, and Freedom and Lectures on Moral Government of God. См. также: Ньюхейвенская теология.