ТЕЙЛОР Фредерик Уинслоу

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ТЕЙЛОР Фредерик Уинслоу
(1856?1915) — один из основателей шк. науч. управления. Инженер-практик и менеджер, решавший в своей повседневной работе проблемы рационализации производства и труда с целью повышения производительности и эффективности. Изучал способы выполнения работ и трудовых операций. Т. сформулировал 4 принципа управления индивидуальным трудом рабочих: науч. подход к выполнению каждого элемента работы; науч. подход к подбору, обучению и тренировке рабочего; кооперация с рабочими; разделение ответственности за результаты между менеджером и рабочими. Система Т. заложила основы науч. организации труда. Т. ввел расчленение трудового процесса на отд. элементы с целью их анализа и наилучшего освоения, сформулировал принципы прогрессивной оплаты труда. См. Тейлоризм. Л.Г.Скульмовская

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

ТЕЙЛОР Фредерик Уинслоу

(20 марта 1856 – 21 марта 1915) – амер. инженер-изобретатель, основоположник науч. организации труда. Запатентовал св. 100 изобретений. На Мидвейлском сталелитейном з-де прошел путь от рабочего до старшего инженера. По Т., науч. организация и управление произ-вом не чье-либо изобретение, а результат эволюции самого произ-ва. На определ. этапе его развития вопросы управления становятся более насущными, чем исследовательская, инженерная работа ("Тейлор о тейлоризме", пер. с англ., Л.–М., 1931). Суть проблемы – в замене человека-организатора системой науч. организации и управления, к-рая является средством сбережения труда и повышения его производительности. Осн. принципы этой системы изложены Т. в работах нач. 20 в.: 1) сбор всей массы традиционных сведений и изучение времени и движений, необходимых для выполнения работы, выбор оптимального варианта; 2) внедрение полученных данных в практику, отбор и прогрессирующее обучение рабочих (в связи с этим Т. считал необходимой перестройку всей системы образования на основе принципов деятельного усвоения знаний учащимися (см. "Почему заводчики не любят только что окончивших инженеров", пер. с англ., X., 1910); 3) четкое подразделение функций, новое разделение труда. Т. анализирует отношение "человек – машина", рассматривая человека как Продолжение машины и считая важнейшим пунктом полную синхронность их работы. Психофизиология труда оставалась за пределами анализа Т., что сузило рамки его теории. Ленин высоко оценил прогрессивную сторону теории науч. организации и управления произ-вом Т., в то же время указывал на противоречия, вытекающие из применения этой теории в условиях капитализма (см. В. И. Ленин, Соч., т. 18, с. 556–57; т. 27, с. 229–30). Соч. в рус. пер.: Усовершенствованная система сдельной платы, СПБ, 1914; Научная организация труда, M., [1924]. Лит.: Ерманский O. A., Науч. организация труда и произ-ва и система Т., 4 изд., М., [1925] (имеется подробная библ.); Михайлов А. В., Система Тэйлора, [Л.], 1928 (имеется библ.). Л. Волкова. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.