р. 1931) - канадский философ, специалист в области социальной и политической философии. Род. в Монреале, изучал историю в ун-те Мак-Гилла, политическую философию и экономику в Оксфорде, где в 1961 получил докторскую степень за работу "Объяснение поведения" (The Explanation of Behaviour. L., 1964). Преподавал в ряде ун-тов, ныне проф. ун-та Мак-Гилла, вице-президент Института наук о человеке в Вене. В философии социального познания изучал проблемы объяснения, интерпретации, межкультурного понимания, различия между естественными и социальными науками. К этому примыкают исследования Т. в области политической теории, истории и современного понимания свободы, прав человека, природы демократии, национализма, культурного плюрализма.
Одной из сквозных тем его работ является критика эпистемологической традиции, идущей от Декарта и Локка. Эта традиция продолжает оказывать сильное воздействие на современную философию, она же лежит, согласно Т., в основе неадекватных моделей объяснения социальных действий, а также широко распространенного представления, что человеческое мышление может пониматься по аналогии с работой компьютера. Опираясь на идеи Гегеля, Хайдеггера, Мерло-Понти, Т. предпринимает деконструкцию этой традиции, в которой стремится показать не только ее неадекватные элементы, но и объяснить, почему она продолжает для многих оставаться столь популярной и предпочтительной. Эта последняя тематика переросла у Т. в более широкий проект прояснения истоков того типа самопонимания, который стал общепринятым, само собой разумеющимся для западной цивилизации последних столетий. Речь идет о понимании феномена Я, природы мышления и эмоций человека, его отношения к обществу, природе, времени. Т. начал обсуждение этого "конструирования современной идентичности" в книге о Гегеле (Hegel. Cambridge, 1975), а затем вернулся к этой тематике в "Источниках самости" (Sources of the Self. Harvard Univ. Press, 1989), где он анализирует философскую антропологию, лежащую в основе как упомянутой эпистемологической традиции, так и современного понимания свободы, оценок повседневности и этики благотворительности.
В последние годы Т. изучает связь этого типа идентичности с генезисом западного понимания гражданского общества, народного суверенитета, национализма. Для современной истории сквозным и принципиальным является отношение между теизмом и секуляризацией. Интеллектуальная культура, идущая от Просвещения, обладает многими достоинствами, но ее же, отличает неспособность понять религиозное измерение человеческой жизни. Наивность и редукционизм большинства объяснений религиозной веры, предложенных за последние двести лет, могут вызывать только улыбку. Т. стремится найти более глубокие объяснения природы и источников различных современных традиций благочестия, отношения веры и насилия, удивительно устойчивой потребности атеистов в религии как мишени для критики и масштабе для оценки и противопоставления своих действий.
Ч. Т.
Pattern of Politics. Toronto, 1970; Hegel and Modern Society. Cambridge, 1979; Social Theory as Practice. Oxford, 1983; Philosophical Papers. 2 vol. Cambridge, 1985; Negative Freiheit. Fr./M., 1988; The Malaise of Modernity. Toronto, 1991.