(1881, Овернь – 1955, НьюЙорк) – биолог, палеонтолог, антрополог, философ, теолог. Член ордена иезуитов (с 1899), священник (с 1911). В 1920–1923 – профессор геологии и палеонтологии Католического института в Париже. Один из первооткрывателей синантропа (1929). Член Парижской академии наук (1950). Как философ испытал влияние идей Демокрита, Николая Кузанского, Я. Бёме, Р. Декарта, Б. Паскаля, Г.В.Ф. Гегеля, А. Бергсона; сторонник эволюционной (научной) феноменологии, перетолковавший гуссерлевский вариант неэволюционной феноменологии и догматы католицизма в свете теории эволюции; близок к идее телеономии, к признанию целенаправленности в эволюции живой природы. Основные стадии эволюционного процесса, по мысли Т., таковы: Преджизнь, Жизнь, Мысль, Сверхжизнь. Главный предмет его исследования – феномен человека, изучая который можно расшифровать прошлое и будущее мира. Преджизнь (биосфера, точка Альфа) – это материя, всеобщая универсальность, обладающая возможностями развития, трансцендирования. Источник развития материи – два вида энергии: физической («тангенциальной»), убывающей по закону энтропии, противостоит духовная («радиальная»), возрастающая в процессе эволюции. Оба вида энергии характеризуют эволюцию как прерывание непрерывности. Их полюсом притяжения является имеющая онтологический статус точка Омега – Христос, сопричастный мирозданию и трансцендентный по отношению к нему. С появлением человека, этой «оси и вершины эволюции», «эволюции, осознавшей саму себя», связано рождение ноосферы (понятие, которым пользовались Э. Леруа и В.И. Вернадский) как гармоничной общности сознаний, перерастающей в феномен человечества. Человечество идет по пути универсализации связей между странами и народами, к «планетизации», к созданию Большой Монады. Гуманизирующим фактором сплочения людей Т. признавал христианство.
Соч.: Феномен человека. М., 1987; Божественная Среда. М., 1992; La vision du passé. P., 1957; L’avenir de l’homme. P., 1959; Oeuvres. V. 1–13. P., 1955–1976. Лит.: Зеньковский, В.В. Основы христианской философии. Т. 2. Париж, 1964; Мень, А. Пьер Тейар де Шарден: христианин и ученый // Тейар де Шарден, П. Божественная Среда. М., 1992; Семенова, С.Г. Паломник в будущее. СПб., 2009; Tresmontant, C. Introduction à la pensée de Teilhard de Chardin. P., 1963; Corte, N. La vie et l’âme de Teilhard de Chardin. P., 1966; McCarty, D. Teilhard de Chardin. Texas, 1977; Pierre Teilhard de Chardin. Naissance et avenir de l’homme. P., 1987. И.С. Вдовина