(technosophy; от греч. techne, искусство, умение, ремесло + греч. sophia, мудрость, знание, умение). Одна из *софийных дисциплин, изучающая «мудрость» техники; духовная сторона техники как предмет исследования и практического воплощения. Технософия раскрывает связь техники с иными планами бытия, которые трактуются метафизикой, теологией, мистикой, софиологией. Технософия – не просто философия техники, как один из тематических разделов философии; это теоретическая и практическая попытка соединить «техно» и «софию», сумму теологии и сумму технологии.
Если сопоставить понятия «техники» и «софии», или «технологии» и «софиологии», как они обычно представлены в системе знания и классификации наук, то между ними нельзя найти ничего общего. Вот два определения техники и софии из современных энциклопедий.
1.1. Техника – «совокупность средств человеческой жизнедеятельности, создаваемых для осуществления процессов производства и обслуживания непроизводственных потребностей общества. Основное назначение техники – облегчение и повышение эффективности труда человека, расширение его возможностей, освобождение (частичное или полное) человека от работы в условиях, опасных для здоровья» [369].
1.2. Техника – «система искусственных органов деятельности общества, развивающаяся посредством исторического процесса опредмечивания в природном материале трудовых функций, навыков, опыта и знаний, путем познания и использования сил и закономерностей природы. Техника… образует составную часть производительных сил общества и является показателем тех общественных отношений, при которых совершается труд, составляет материальный базис каждой общественной формации» [370].
2.1. «София – в русской религиозной философии (софиологии) творческая премудрость Божия, в которой заключены все мировые идеи и которая носит в своем сердце всю природу и одновременно является вечной идеей самого человечества. Она олицетворяет женственное в Боге и является символом тайны мира. Изображается на иконах в основном сидящей на огненном троне между Святой Девой Марией и Иоанном Предтечей, с пылающими крыльями и огненного цвета ликом» [371].
2.2. «Софиология – учение о Софии Премудрости Божией русских религиозных философов конца ХIХ – начала XX века, вобравшее в себя как элементы церковного предания, так и гностицизма, каббалы, еврейской мистики» [372].
Из всех этих определений трудно заключить, что софия и техника имеют хоть какие-то точки соприкосновения. «Женственное в Боге» – и «материальный базис общественной формации»; «сидящая на огненном троне» – и «опредмечивание трудовых функций».
Функциональное определение техники в рамках «средств производства» и «экономической целесообразности» отражает прежние этапы ее развития, включая индустриальный, который завершился сравнительно недавно, в 1970-е. Усложнение постиндустриальной техники все более связывает ее напрямую с интеллектуальной и творческой деятельностью человека, его прорывами за грань материального мироздания. Современники нано-био-инфо-когно-технологий понимают, что техника – это не сталь и мазут, не «бездушные», «давящие» механизмы, как подсказывали впечатления индустриального века. Техника – это мысль и чувство, которые царят уже не только внутри нас, но и со скоростью света или звука распространяются вокруг нас и между нами. Постиндустриальная техника имеет дело с мыслью и числом, словом и духом – это техника средств сообщения и передвижения, техника одухотворения материи и сближения ее с внутренним «я». Это создание глубинных связей между «я», «ты» и «он», тех диалогических отношений, которые имеют и материальное, и духовное измерение.
Технософия изучает, как техника отвечает на духовные потребности человека и одновременно создает новые духовные устремления, открывает пути к созданию коллективного разума, *нейрокосмоса и *нейросоциума, которые непосредственно управлялись бы мозговыми процессами. Технософия не только исследует интеллект машин, но и рассматривает организм и мозг как образцы технической работы природы и прообразы биотехнологий будущего. Представление об организме как о прототипе машины заложено уже в метафорике Аристотеля, который называл руку «инструментом из инструментов», то есть применял к органике термин техники. Продуктом технософии (а не только технологии) стали бы новые организмы, созданные на квантовой основе, а также нейронные сети мозга, которые сплетались бы с электронными сетями коммуникаций (*синтеллект). В постиндустриальную эпоху человек переступает границы своего биовида, воспринимает и преображает мир в тех микро– и мегадиапазонах, куда раньше дано было проникать только приборам. Но тем самым и техника выходит за границы механизма, не просто биологизируется, но и ментализируется и в конечном счете становится частью *софиосферы.
Важно понять не только софийность техники, но и техничность софии, которая есть не отвлеченное знание, но искусство устроения земных вещей. Первоначально греческое понятие sophia относилось именно к ремесленным навыкам. Например, Гомер в «Илиаде» говорит о «софии» плотника, который «художества мудрость / Всю хорошо разумеет, воспитанник мудрой Афины…» [373]
В Библии софия и техника нераздельны с самого начала творения. В Книге Притчей Соломона, откуда и берет начало образ Премудрости (евр. Хокма), она предстает именно как художница, которая вместе с Господом творит мироздание: «Господь имел меня началом пути Своего, / прежде созданий Своих, искони… / Когда Он уготовлял небеса, я была там. / Когда Он проводил круговую черту по лицу бездны, / когда утверждал вверху облака, / когда укреплял источники бездны, / когда давал морю устав, / чтобы воды не переступали пределов его, / когда полагал основания земли: / тогда я была при Нем художницею…» (Притчи Соломона, 8: 22, 27–30).
Премудрость – высшая художница, в полном соответствии с исконным значением греческих слов «софия» (мудрость) и «технэ» (искусство). С. Аверинцев заметил, что «понятие софии долго не расходится с понятием “технэ” – овеществленного “художества”, но оперирование человека с вещами есть софия лишь постольку, поскольку он вносит в них смысл» [374]. Причем техника – это Искусство с большой буквы, которое не ограничивается образами, символами, условными подобиями, но выходит на сцену космоса и в этом смысле даже ближе миротворящей мудрости Бога, чем искусству поэта или актера.
«Технософия», или «Художество-Мудрость», есть исходно неделимое понятие; и то, что как термин оно возникло недавно (в 2001), свидетельствует лишь о том, как далеко «софия» и «техника» разошлись в культуре Нового времени. Между тем Премудрость, как она описана в Книге Притчей Соломона, не просто Художница при Создателе, помогающая «технически» расчертить план мироздания, но и Хозяйка, озабоченная устроением земного дома. Ей подведомственны не только «высокие» технологии, но и повседневные орудия и ремесла, которые тоже проникнуты ее светом и смыслом: «Премудрость построила себе дом, / вытесала семь столбов его, / заколола жертву, растворила вино свое / и приготовила у себя трапезу…» (Притчи Соломона, 9: 1–2). Нам эту практическую сторону мудрости понять тем легче, что в русском языке слова «ум» и «уметь» – одного корня.
Технософию можно рассматривать как новейшую в цикле «софий», получивших программное оформление за последние полтора века. В 1875 году Е. П. Блаватская и Г. С. Олкотт основали в Нью-Йорке Теософское общество, а в 1912 году Р. Штейнер в Дорнахе (Швейцария) – Антропософское общество. Как бы ни относиться к теософии и антропософии, в которых преобладало эзотерическое начало, очевидно, что развитие науки в ХХ веке подготовило почву для создания в XXI веке третьей софии. Технософское общество было бы теснее связано с наукой, чем два предыдущих, и вместе с тем обозначало бы духовно-творческую перспективу технического развития.
Tеософия – антропософия – технософия: этот ряд обладает определенной последовательностью:
1. Бог-Творец.
2. Человек – творение Бога.
3. Техника – творение человека.
Техника, создаваемая человеком, выступает в технософии как средство познания и воссоединения с мудростью, создавшей самого человека.
*Ангелоид, Всечеловек, ИнтеЛнет, Когнитивная религия, Мудрость, Нетософия, Нооценоз, Синтеллект (соразум), Софийные дисциплины, Техногуманизм, Техногуманистика, Технопоэйя, Технотеизм
Технософия // Веер будущностей. 2001. № 25.
ТЕХНОСОФИЯ
ТЕХНОСОФИЯ
Источник: Проективный словарь гуманитарных наук. Новое литературное обозрение. 2017 г.
ТЕХНОСОФИЯ
technosophy, от греч. techne - искусство, умение, ремесло и греч. sophia, мудрость, знание, умение) - одна из софийных дисциплин (см.), изучающая "мудрость" техники; духовная сторона техники как предмет изучения и практического воплощения. Технософия раскрывает связь техники с иными планами бытия, которые трактуются метафизикой, теологией, мистикой, софиологией. Технософия не есть просто философия техники, как один из тематических разделов философии; это теоретическая и практическая попытка соединить "техно" и "софию", сумму теологии с суммой технологии.
Если сопоставить понятия "техники" и "софии", или "технологии" и "софиологии", как они обычно представлены в энциклопедиях, вообще в системе знания и классификации наук, то между ними практически нельзя найти ничего общего. Вот два определения техники и софии из современных энциклопедий.
1. 1. Техника - "совокупность средств человеческой жизнедеятельности, создаваемых для осуществления процессов произодства и обслуживания непроизводственных потребностей общества. Основное назначение техники - облегчение и повышение эффективности труда человека, расширение его возможностей, освобождение (частичное или полное) человека от работы в условиях, опасных для здоровья" (Российский энциклопедический словарь, М., Большая российская энциклопедия, 2000, т. 2, с.1570).
1.2. Техника - "система искусственных органов деятельности общества, развивающаяся посредством исторического процесса опредмечивания в природном материале трудовых функций, навыков, опыта и знаний, путем познания и использования сил и закономерностей природы. Техника... образует составную часть производительных сил общества и является показателем тех общественных отношений, при которых совершается труд, составляет материальный базис каждой общественной формации" (Философский энциклопедический словарь, М. Советская энциклопедия, 1989, с. 654).
2.1. "София - в русской религиозной философии (софиологии) творческая премудрость Божия, в которой заключены все мировые идеи и которая носит в своем сердце всю природу и одновременно является вечной идеей самого человечества. Она олицетворяет женственное в Боге и является символом тайны мира. Изображается на иконах в основном сидящей на огненном троне между Святой Девой Марией и Иоанном Предтечей, с пылающими крыльями и огненного цвета ликом" (Философский энциклопедический словарь, М. Инфра, 1998, с. 427).
2.2. "Софиология - учение о Софии Премудрости Божией русских религиозных философов конца 19 - начала 20 веков, вобравшее в себя как элементы церковного предания, так и гностицизма, каббалы, еврейской мистики" (Русская философия. Словарь, под ред. М. А. Маслина. М., Республика, 1995, с. 465).
Из всех этих определений трудно заключить, что софия и техника имеют хоть какие-то точки соприкосновения. "Женственное в Боге" - и "материальный базис общественной формации"; "опредмечивание трудовых функций" - и "сидящая на огненном троне"... У Вл. Соловьева и других софиологов София стала обозначать "умопостигаемую женственную сущность мира". Техника же определилась в позитивистской науке как совокупность средств и орудий, облегчающих материально- производственную деятельность людей.
Между тем софия и техника нераздельны с самого начала творения. В Книге Притчей Соломоновых, откуда и берет начало образ Премудрости (греч. София, евр. Хокма), она предстает именно как художница, которая вместе с Господом творит мироздание:
"Господь имел меня началом пути Своего,
прежде созданий Своих, искони...
Когда Он уготовлял небеса, я была там.
Когда Он проводил круговую черту по лицу бездны,
когда утверждал вверху облака,
когда укреплял источники бездны,
когда давал морю устав,
чтобы воды не переступали пределов его,
когда полагал основания земли:
тогда я была при Нем художницею...
(Притчи Соломона, 8:22, 27-30)
Итак, Премудрость и есть высшая художница, в полном соответствии с исконным значением греческих слов "софия" (мудрость) и "технэ" (искусство). Причем техника - это не просто "искусство", в согласии с этимологией этого греческого корня; это Искусство с большой буквы, которое не ограничивается образами, символами, условными подобиями, переплетом книги или рампами сцены, но выходит на площадку космоса - и в этом смысле ближе миротворящей мудрости Бога, чем искусству поэта или актера.
Важно понять не только софийность техники, но и техничность софии, которая не есть отвлеченное знание, чистый интеллект, но есть искусство устроения земных вещей. У премудрости, как она описана в Книге Притчей, черты не только мироправительницы, но и домохозяйки; ей подведомственны не только "высокие" технологии, но повседневные орудия и ремесла, которые тоже проникнуты Ее светом и смыслом:
Премудрость построила себе дом,
вытесала семь столбов его,
заколола жертву, растворила вино свое
и приготовила у себя трапезу..."
(Притчи Соломона, 9:1-2)
Премудрость технична и в порядках устроения небес, облаков, морей, и в порядке построения дома и приготовления пищи. Она, как плотник, вытесывает столбы для дома; как жрец (технолог обряда) закалывает жертву; как повариха, приготовляет трапезу. Нам эту практическую сторону мудрости понять тем легче, что в русском языке слова "ум" и "уметь" - одного корня.
Функциональное определение техники в рамках экономической целесообразности - как совокупности приборов, орудий, машин, служащих для повышения эффективности производства и для практического преобразования материальной среды - отражает примитивные этапы развития техники (включая индустриальный, который завершился совсем недавно). Технику нельзя отождествлять с механикой. Усложнение постиндустриальной техники все более связывает ее напрямую с интеллектуальной и духовной деятельностью человека, его прорывами за грань материального мироздания. Техника становится орудием мышления в его поиске информационных и спиритуальных основ мироздания. Техника - это не сталь и мазут, не "бездушные", "давящие" механизмы, как подсказывают нам детские впечатления индустриального века. Техника - это мысль и чувство, которые со скоростью света или звука распространяются вокруг нас и между нами. Постиндустриальная техника имеет дело с мыслью и числом, словом и духом - это техника средств сообщения и передвижения, техника одухотворения материи и сближения ее с нашим внутренним "я". Техника помогает создавать глубинные связи между "я", "ты" и "он", те диалогические отношения, которые имеют и материальное, и духовное измерение. Телефон - это мой голос, прямо проникающий в слух другого человека. Интернет - это моя мысль, прямо предстоящая сознанию других людей... Еще не совсем прямо - через язык, клавиатуру, экран - но число этих посредников и время отсрочки все более сокращаются.
Технософия изучает, как техника, отвечая на духовные потребности человека, одновременно создает новые духовные устремления, открывает пути к созданию коллективного разума, нейрокосмоса, нейросоциума (см.),которые непосредственно управлялись бы мозговыми процессами. Технософия не только исследует ум машин, но рассматривает организм и мозг как образцы технической работы природы и прообразы биотехнологий будущего. Представление об организме как о прото-машине заложено уже в метафорике-метафизике Аристотеля, который называл руку "инструментом из инструментов", т.е. применял к органике термин техники. Продуктом технософии (а не только технологии) стали бы новые организмы на квантовой основе - мыслетела, в которых нейронные сети мозга сплетались бы с электронными сетями коммункаций (см. Синтеллект). В технософскую эру человек перерастает себя, переступает границы своего биовида, воспринимает и преображает мир в тех диапазонах, куда раньше дано было проникать только машине (микроскопу, видеокамере, ракете и т.д.). Но тем самым и техника выходит за границы механизма, не просто биологизируется, но и ментализируется, спиритуализируется и в конечном счете становится частью софиосферы.
Технософию можно рассматривать и как новейшую в цикле "софий", получивших программное оформлениe за последние полтора века. В 1875 году Е. П. Блаватская и Г. С. Олкотт основали в Нью- Йорке Теософское общество, а в 1912 г. Р. Штейнер основал в Дорнахе (Швейцария) Антропософское общество. Как бы ни относиться к теософии и антропософии, в которых мистическое начало преобладает, очевидно, что все развитие науки в 20-ом веке подготовило почву для создания в 21-ом веке третьей софии. Технософия - совокупность учений о технике как способе трансформации биологических организмов в ангелические тела, прозрачные соборные интеллекты, обладающие всевидением и потенциальной способностью всеприсутствия. Технософское общество было бы теснее связано с наукой, чем два предыдущих, и вместе с тем обозначало бы трансцендентную, духовно- творческую перспективу технического развития.
Исторический ряд: теософия - антропософия - технософия - обладает определенной последовательностью:
1. Бог-Творец.
2. Человек, творение Бога.
3. Техника, творение человека.
Технософия - это мудрость Творца, раскрытая в творениях Его творения, т.е. наиболее удаленная от источника - и вместе с тем вливающаяся в него уже с другой стороны. Круг замыкается: техникa, созданная человеком, выступает в технософии как средство познания и воссоединения с мудростью, создавшей самого человека.
-------------------------------------------
Ray Kurzweil. The Age of Spiritual Machines. NY: Penguin Books, 1999.
М. Эпштейн. Debut de Siecle, или Oт Пост- к Прото-. Манифест нового века" "Знамя", #5, 2001.
Михаил Эпштейн
Если сопоставить понятия "техники" и "софии", или "технологии" и "софиологии", как они обычно представлены в энциклопедиях, вообще в системе знания и классификации наук, то между ними практически нельзя найти ничего общего. Вот два определения техники и софии из современных энциклопедий.
1. 1. Техника - "совокупность средств человеческой жизнедеятельности, создаваемых для осуществления процессов произодства и обслуживания непроизводственных потребностей общества. Основное назначение техники - облегчение и повышение эффективности труда человека, расширение его возможностей, освобождение (частичное или полное) человека от работы в условиях, опасных для здоровья" (Российский энциклопедический словарь, М., Большая российская энциклопедия, 2000, т. 2, с.1570).
1.2. Техника - "система искусственных органов деятельности общества, развивающаяся посредством исторического процесса опредмечивания в природном материале трудовых функций, навыков, опыта и знаний, путем познания и использования сил и закономерностей природы. Техника... образует составную часть производительных сил общества и является показателем тех общественных отношений, при которых совершается труд, составляет материальный базис каждой общественной формации" (Философский энциклопедический словарь, М. Советская энциклопедия, 1989, с. 654).
2.1. "София - в русской религиозной философии (софиологии) творческая премудрость Божия, в которой заключены все мировые идеи и которая носит в своем сердце всю природу и одновременно является вечной идеей самого человечества. Она олицетворяет женственное в Боге и является символом тайны мира. Изображается на иконах в основном сидящей на огненном троне между Святой Девой Марией и Иоанном Предтечей, с пылающими крыльями и огненного цвета ликом" (Философский энциклопедический словарь, М. Инфра, 1998, с. 427).
2.2. "Софиология - учение о Софии Премудрости Божией русских религиозных философов конца 19 - начала 20 веков, вобравшее в себя как элементы церковного предания, так и гностицизма, каббалы, еврейской мистики" (Русская философия. Словарь, под ред. М. А. Маслина. М., Республика, 1995, с. 465).
Из всех этих определений трудно заключить, что софия и техника имеют хоть какие-то точки соприкосновения. "Женственное в Боге" - и "материальный базис общественной формации"; "опредмечивание трудовых функций" - и "сидящая на огненном троне"... У Вл. Соловьева и других софиологов София стала обозначать "умопостигаемую женственную сущность мира". Техника же определилась в позитивистской науке как совокупность средств и орудий, облегчающих материально- производственную деятельность людей.
Между тем софия и техника нераздельны с самого начала творения. В Книге Притчей Соломоновых, откуда и берет начало образ Премудрости (греч. София, евр. Хокма), она предстает именно как художница, которая вместе с Господом творит мироздание:
"Господь имел меня началом пути Своего,
прежде созданий Своих, искони...
Когда Он уготовлял небеса, я была там.
Когда Он проводил круговую черту по лицу бездны,
когда утверждал вверху облака,
когда укреплял источники бездны,
когда давал морю устав,
чтобы воды не переступали пределов его,
когда полагал основания земли:
тогда я была при Нем художницею...
(Притчи Соломона, 8:22, 27-30)
Итак, Премудрость и есть высшая художница, в полном соответствии с исконным значением греческих слов "софия" (мудрость) и "технэ" (искусство). Причем техника - это не просто "искусство", в согласии с этимологией этого греческого корня; это Искусство с большой буквы, которое не ограничивается образами, символами, условными подобиями, переплетом книги или рампами сцены, но выходит на площадку космоса - и в этом смысле ближе миротворящей мудрости Бога, чем искусству поэта или актера.
Важно понять не только софийность техники, но и техничность софии, которая не есть отвлеченное знание, чистый интеллект, но есть искусство устроения земных вещей. У премудрости, как она описана в Книге Притчей, черты не только мироправительницы, но и домохозяйки; ей подведомственны не только "высокие" технологии, но повседневные орудия и ремесла, которые тоже проникнуты Ее светом и смыслом:
Премудрость построила себе дом,
вытесала семь столбов его,
заколола жертву, растворила вино свое
и приготовила у себя трапезу..."
(Притчи Соломона, 9:1-2)
Премудрость технична и в порядках устроения небес, облаков, морей, и в порядке построения дома и приготовления пищи. Она, как плотник, вытесывает столбы для дома; как жрец (технолог обряда) закалывает жертву; как повариха, приготовляет трапезу. Нам эту практическую сторону мудрости понять тем легче, что в русском языке слова "ум" и "уметь" - одного корня.
Функциональное определение техники в рамках экономической целесообразности - как совокупности приборов, орудий, машин, служащих для повышения эффективности производства и для практического преобразования материальной среды - отражает примитивные этапы развития техники (включая индустриальный, который завершился совсем недавно). Технику нельзя отождествлять с механикой. Усложнение постиндустриальной техники все более связывает ее напрямую с интеллектуальной и духовной деятельностью человека, его прорывами за грань материального мироздания. Техника становится орудием мышления в его поиске информационных и спиритуальных основ мироздания. Техника - это не сталь и мазут, не "бездушные", "давящие" механизмы, как подсказывают нам детские впечатления индустриального века. Техника - это мысль и чувство, которые со скоростью света или звука распространяются вокруг нас и между нами. Постиндустриальная техника имеет дело с мыслью и числом, словом и духом - это техника средств сообщения и передвижения, техника одухотворения материи и сближения ее с нашим внутренним "я". Техника помогает создавать глубинные связи между "я", "ты" и "он", те диалогические отношения, которые имеют и материальное, и духовное измерение. Телефон - это мой голос, прямо проникающий в слух другого человека. Интернет - это моя мысль, прямо предстоящая сознанию других людей... Еще не совсем прямо - через язык, клавиатуру, экран - но число этих посредников и время отсрочки все более сокращаются.
Технософия изучает, как техника, отвечая на духовные потребности человека, одновременно создает новые духовные устремления, открывает пути к созданию коллективного разума, нейрокосмоса, нейросоциума (см.),которые непосредственно управлялись бы мозговыми процессами. Технософия не только исследует ум машин, но рассматривает организм и мозг как образцы технической работы природы и прообразы биотехнологий будущего. Представление об организме как о прото-машине заложено уже в метафорике-метафизике Аристотеля, который называл руку "инструментом из инструментов", т.е. применял к органике термин техники. Продуктом технософии (а не только технологии) стали бы новые организмы на квантовой основе - мыслетела, в которых нейронные сети мозга сплетались бы с электронными сетями коммункаций (см. Синтеллект). В технософскую эру человек перерастает себя, переступает границы своего биовида, воспринимает и преображает мир в тех диапазонах, куда раньше дано было проникать только машине (микроскопу, видеокамере, ракете и т.д.). Но тем самым и техника выходит за границы механизма, не просто биологизируется, но и ментализируется, спиритуализируется и в конечном счете становится частью софиосферы.
Технософию можно рассматривать и как новейшую в цикле "софий", получивших программное оформлениe за последние полтора века. В 1875 году Е. П. Блаватская и Г. С. Олкотт основали в Нью- Йорке Теософское общество, а в 1912 г. Р. Штейнер основал в Дорнахе (Швейцария) Антропософское общество. Как бы ни относиться к теософии и антропософии, в которых мистическое начало преобладает, очевидно, что все развитие науки в 20-ом веке подготовило почву для создания в 21-ом веке третьей софии. Технософия - совокупность учений о технике как способе трансформации биологических организмов в ангелические тела, прозрачные соборные интеллекты, обладающие всевидением и потенциальной способностью всеприсутствия. Технософское общество было бы теснее связано с наукой, чем два предыдущих, и вместе с тем обозначало бы трансцендентную, духовно- творческую перспективу технического развития.
Исторический ряд: теософия - антропософия - технософия - обладает определенной последовательностью:
1. Бог-Творец.
2. Человек, творение Бога.
3. Техника, творение человека.
Технософия - это мудрость Творца, раскрытая в творениях Его творения, т.е. наиболее удаленная от источника - и вместе с тем вливающаяся в него уже с другой стороны. Круг замыкается: техникa, созданная человеком, выступает в технософии как средство познания и воссоединения с мудростью, создавшей самого человека.
-------------------------------------------
Ray Kurzweil. The Age of Spiritual Machines. NY: Penguin Books, 1999.
М. Эпштейн. Debut de Siecle, или Oт Пост- к Прото-. Манифест нового века" "Знамя", #5, 2001.
Михаил Эпштейн
Источник: Проективный философский словарь