ТЕХНОГЕННАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ТЕХНОГЕННАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ
буквально – цивилизация, порожденная техникой) – современное состояние цивилизации, обусловленное развертыванием научно-технического прогресса. Наука и техника являются основой техногенной цивилизации, источником ее развития, средством решения любых возникающих в обществе проблем.

Источник: Философия науки и техники: словарь

ТЕХНОГЕННАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ
цивилизация, возникшая в период после Средневековья. Возникновение Т.ц. неотделимо от становления капиталистических соц.-экон. отношений. Она основана на принципиально ином, по сравнению с «космогоническими цивилизациями», отношении человека с природой. Мобилизуя и развивая свой творч. потенциал, человек стремится порвать зависимость от природы, превратиться в ее господина, преобразовать ее в своих интересах. Высшими принципами жизни человека и об-ва становятся обновление, рост, прогресс; циклическое развитие сменяется поступательным. Развитие техн., технол., науч. знаний превращается в ведущую детерминанту обществ. развития. В Т.ц. меняется характер взаимоотношений между людьми, между личностью и социумом. Т.ц. предполагает мобилизацию творч. энергии, инициативы отд. индивида; необходимость свободы индивидуальной деятельности требует большей степени автономии по отношению к соц. группе. Свобода и исходное равенство людей, независимость статуса индивида от его соц. происхождения становятся принципами обществ. жизни, наиболее адекватными императивами Т.ц. Л.Г.Скульмовская

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

ТЕХНОГЕННАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ
понятие теории культуры и социологии, рассматривающее современную цивилизацию 2-й пол. и конца ХХ в. в ее целостности, глобальности и в отвлечении от ее многообразных самобытных внутренних характеристик. Согласно этому определению, наука и техника стали сущностными детерминантами современного мира, хотя в полном смысле понятие Т. ц. можно применить лишь к нескольким странам западного типа цивилизации, вступающим в компьютерно-информационную стадию своего развития. Т. ц. означает преобразование ноосферы в техносферу (термин, введенный ак. А.Е. Ферсманом), когда технические изменения и новации превратились в главнейший импульс коренных изменений в основных сферах жизни общества и человека. Поэтому Т. ц. определяется постоянной готовностью к преобразованиям, затрагивающим самые ее основы, что определяет практически полную зависимость отдельного человека и всех сторон общественной жизни от технологических процессов, рационально организованных действий и форм социальной жизни при абсолютном торжестве идеологии техницизма. Поэтому одним из коренных противоречий Т. ц. принято считать несовместимость требований упорядоченной жизни в техносфере с исконным для человека стремлением к свободному развитию своих разнообразных личностных и творческих духовных задатков. Благодаря новейшим достижениям науки и техники человек эпохи Т. ц. приобрел громадный потенциал для своего воздействия на природу, общество и других людей, что требует от него пересмотра унаследованных от прошлого понятий о личной ответственности, о целях и задачах своей жизнедеятельности, каждое из проявлений которой может иметь глобальное значение, коренным образом воздействовать на судьбы других людей и необратимо изменять окружающий мир.

Источник: Введение в теорию и историю культуры. Словарь.

ТЕХНОГЕННАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ
тип цивилизации, основанный на постоянном изменении природы и общества, использующий постоянно обновляющиеся научные достижения в производстве. Техногенная цивилизация является довольно поздним продуктом человеческой истории. Она впервые возникает в западном регионе. Лишь в XV–XVII столетиях в европейском регионе сформировался особый тип развития, связанный с появлением техногенных обществ. Этот особый тип цивилизаций имеет определяющие признаки, которые в известной степени противоположны характеристикам традиционных обществ. С эпохи Ренессанса закладывается культурная матрица техногенной цивилизации, которая начинает свое собственное развитие в XVII в. Она проходит три стадии: сначала – прединдустриальную, затем – индустриальную и наконец – постиндустриальную. Важнейшей основой ее жизнедеятельности становится прежде всего развитие техники, технологии, в первую очередь за счет генерации все новых научных знаний и их внедрения в технико-технологические процессы. Так возникает тип развития, основанный на ускоряющемся изменении природной и социальной среды, предметного мира, в котором живет человек. Самое главное изменение, связанное с переходом от традиционного общества к техногенной цивилизации, носит всемирно-исторический характер, сама инновация, оригинальность, вообще все новое.
Ценностью является и автономия личности, что традиционному обществу вообще не свойственно: там личность реализуется только через принадлежность к какой-либо определенной корпорации – человек не личность, если не включен в какую-либо корпорацию. В техногенной цивилизации возникает особый тип автономии личности: человек может менять свои корпоративные связи, он жестко к ним не привязан, может и способен строить свои отношения с людьми, погружаясь в разные социальные общности, а часто и в разные культурные традиции. Трансформации подобного рода приводят к активным изменениям социальных связей людей. В техногенной цивилизации научно-технический прогресс постоянно меняет типы общения, формы коммуникации людей, типы личности и образ жизни. В результате возникает отчетливо выраженная направленность прогресса с ориентацией на будущее. Техногенная цивилизация оказалась очень динамичной, подвижной и в то же время очень агрессивной: она подавляет, подчиняет себе, переворачивает. Такое активное взаимодействие техногенной цивилизации и традиционных обществ оказывается столкновением, которое приводит к гибели последних, к уничтожению многих культурных традиций.
Техногенная цивилизация в самом своем бытии может быть определена как общество, постоянно меняющее свои основания. Поэтому в ее культуре активно поддерживается и ценится постоянная генерация новых образцов, идей, концепций. В культуре техногенных обществ всегда можно обнаружить идеи и ценностные ориентации, альтернативные доминирующим ценностям. Идея преобразования мира и подчинения человеком природы была доминантой в культуре техногенной цивилизации на всех этапах ее истории, вплоть до нашего времени. Ценности техногенной культуры задают принципиально иной вектор человеческой активности. Преобразующая деятельность рассматривается здесь как главное предназначение человека. Активное отношение человека к природе распространяется затем на сферу социальных отношений, которые также начинают рассматриваться в качестве особых социальных объектов, предназначенных для целенаправленного изменения. С пониманием деятельности и предназначения человека тесно связан второй важный аспект ценностных ориентаций, который характерен для культуры техногенного мира, – понимание природы. Природа предстает как упорядоченное, закономерно устроенное «поле», в котором человек, как разумное существо, познавшее законы природы, способен осуществить свою власть над внешними процессами и объектами, поставить их под свой контроль даже в случае, когда они носят характер природной стихии. Сама преобразующая деятельность расценивается как средство, обеспечивающее власть человека и господство над внешними обстоятельствами, которые человек призван подчинить себе. Человек должен из раба природных и общественных обстоятельств превратиться в их господина, а сам процесс этого превращения понимался как овладение силами природы и силами социального развития. Изменяя путем приложения освоенных сил не только природную, но и социальную среду, человек реализует свое предназначение творца, преобразователя мира.
С этим связан особый статус научной рациональности в системе ценностей техногенной цивилизации. Особую значимость приобретает научно-технический взгляд на мир, именно научное познание мира является условием его преобразования. Оно создает уверенность в том, что человек способен, раскрыв законы природы и социальной жизни, регулировать природные и социальные процессы в соответствии со своими целями. Категория научности воспринимается как необходимое условие процветания и прогресса. Ценность научной рациональности и ее активное влияние на другие сферы культуры становится характерным признаком жизни техногенных обществ. Н. С. Смолина

Источник: История философии науки и техники.