ТЕХНОФОБИЯ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ТЕХНОФОБИЯ
от греч. techne -мастерство, ремесло и phobos - страх, боязнь) - понятие, отражающее восприятие человеком отчужденного мира техники как угрозы своему бытию. В Т. отразилась боязнь утраты гуманистических идеалов и нравственных нормативов в современном обществе, страх перед подавлением человеческой индивидуальности машинной цивилизацией, опасение, что человек в конце концов превратится лишь в придаток технических устройств. Она связана также с обнаружением того факта, что техника в широком смысле (целенаправленные, методические действия по схеме) не является абсолютным благом, т.к. техническое действие никогда не может быть "чистым" в достижении поставленной цели, а всегда имеет негативные побочные эффекты. Существуют также технические устройства (напр., ядерные реакторы с их возможными "лучами смерти"), страх перед которыми укоренен в очень глубоких и древних социокультурных стереотипах и потому не поддается искоренению с помощью рациональной аргументации. Феномен Т. анализируется в работах Эллюля, Л. Мэмфорда, Адорно, Маркузе и др.

Источник: Современная западная философия: словарь

ТЕХНОФОБИЯ
греч. techne - мастерство, phobos - страх) - понятие, выражающее страх перед техникой, которая отчуждена от человека и воспринимается им в качестве угрозы его бытию. Первоначально формируется в философских и социологических концепциях, выражающих боязнь интеллигентных кругов индустриально развитых стран перед угрозой дегуманизации общества, его духовного оскудения под воздействием все более могущественной техники и резкого усиления роли последней в социально-экономическом развитии (Адорно, Маркузе, Мэмфорд, Эллюль и др.). Фетишизация техники и ее возрастающих возможностей, согласно Адорно, приводит к отчуждению и овеществлению человека, и его бездуховности, в результате чего технологизация общества предстает как "неудавшаяся цивилизация". Главная опасность безудержного технического прогресса, утверждает Эллюль, заключается в том, что, будучи созданной в качестве средства подчинения среды человеку, техника сама становится средой, вследствие чего окружающая нас среда предстает как "вселенная Машины", подчиняющая себе и самого человека. Поэтому в современных условиях "техника - фактор порабощения человека". Ото ставит в повестку дня не отказ от техники как таковой, а радикальное отвержение "идеологии техники", бездумного техницизма. Во второй половине 20 в. под воздействием бурного роста техносферы и ее амбивалентного (не только позитивного, но и разрушительного) воздействия на жизнь человеческих сообществ Т. получает широкое распространение в массовом сознании.
Е.М. Бабосов

Источник: Новейший философский словарь

ТЕХНОФОБИЯ
от  греч.  мастерство,  ремесло и …фобия) технологический пессимизм, опирающийся на  антисциентизм и акцентирующий внимание на негативных сторонах технико-технологического развития цивилизации,в противоположность  технофилии  как  технологического  оптимизма.  Если  на первых этапах развития  технознания доминировал технофильский подход, то с середины  XX  в.  приоритет  начинает  отдаваться  технофобским  настроениям.Экофобные настроения в их современных формах усиливаются в начале XX в. Уже О. Шпенглер, прогнозируя кризис «фаустовского человека», наметил тенденции «заката Европы». Техника трактуется им, с  одной стороны, как «тактикажизни», а с другой – отмечается, что это «переизбыток техники», угрожающий позитивному развитию цивилизации, выводя ее на «противоестественный» («искусственный») уровень. В течение 70-80-х гг. XX в. под воздействием негативнойнаправленности социально-экологических процессов усиливается пессимистическая интерпретация перспектив технико-технологического развития цивилизации. Особенно заметное  воздействие  на  общественное  мнение  оказали  результаты исследований, выполненных под эгидой Римского клуба («Пределы роста», 1972 и др.), из которых вытекало, что сохранение современных  тенденции мирового развития, прежде всего в технико-технологической сфере, ведет к планетарной экологической катастрофе. Сторонники технофобных воззрений (Г. Маркузе, Э. Фромм и др.) подвергали  критике  не только характер технико-технологических ориентиров, но и сложившиеся стереотипы  социально-экономических механизмов развитой западной цивилизации.

Источник: Философия науки и техники: словарь

ТЕХНОФОБИЯ
реакционно-утопическая тенденция совр. буржуазной общественной мысли, а также распространенное умонастроение определенных слоев капиталистического общества, включающее различные пессимистические взгляды на роль техники и перспективы научно-технического прогресса (НТП). Среди главных проявлений Т.— отказ от широкого использования в повседневной жизни науки и техники, возврат к примитивным, но «экологически чистым» способам получения материальных благ, призыв к аскетическому образу жизни, духовному самосовершенствованию (в т.ч. увлечение мистицизмом), неучастию в политической жизни и т. п. Не являясь однозначной, Т. проявляется в идеологии как консервативных социальных слоев, так и мелкобуржуазных радикалов, либерально-демократической интеллигенции, представителей движения «зеленых». Распространение Т. связано с неспособностью капитализма как общественной системы найти решение проблем НТП из-за господствующих в нем конкуренции, неудержимой погони за прибылью, культа потребительства. Ограниченность и реакционность идей Т. отчетливо проявляется в способе трактовки причин глобальных противоречий, когда конкретно-исторический их анализ подменяется тезисом об автономном, иррациональном развертывании научно-технической революции (НТР) независимо от общественно-экономических условий, о «равной ответственности» капитализма и социализма за кризисное состояние цивилизации, чреватое ядерной и экологической катастрофой. Т. несовместима с идеей прогресса и превратно изображает негативные последствия НТР при капитализме как фатальное выражение дисгармонии человеческого существования, исключает реальную социальную альтернативу буржуазным производственным отношениям.

Источник: Современная идеологическая борьба. Словарь.

ТЕХНОФОБИЯ
[от гр. techne мастерство, ремесло + phobos страх, боязнь] – понятие, выражающее устойчивую характеристику массового сознания второй половины ХХ в. и отражающее ситуацию, в которой отчужденный технический мир (совокупность технических объектов, действий, процедур) осознается и переживается человеком как угроза его физическому и духовному бытию; обозначение получивших относительно широкое распространение в современной философии взглядов на технику и научно-технический прогресс как главный источник кризиса современной цивилизации. Появление технофобии означает смену сущностных оценок техники.
Господствовавшее в Новое время представление о технике как о безусловном благе, усиливающем мощь человека в борьбе со стихийными силами природы, начиная с XVIII в. изменяется вследствие обнаружения того обстоятельства, что развитие техники сопровождается негативными побочными эффектами. Деградация естественных основ существования человека, симбиоз науки и техники с милитаризмом, вторжение фискальных органов в частную жизнь граждан, использование психотропных средств контроля сознания и манипулирования им, разрушение традиционных форм жизни и культур, утверждение прагматизма и утилитаризма в сфере духовности, в результате чего нравственные и эстетические нормы рассматриваются как квазиценности и т.п., естественным образом порождают пессимистическую оценку возможностей научно-технического прогресса. Техногенная цивилизация в зеркале технофобной критики приобретает вид кошмара; классическим примером может служить образ машин для наказания, рожденный фантазией Франца Кафки, основными мотивами альтернативных вариантов жизнеустроения, рожденных в рамках технофобии являются возврат к общечеловеческим – гуманистическим и религиозным ценностям и идеалам в организации общественной жизни, и достижение коэволюции человека и природы, в создании гармоничной ноосферы.

Источник: Словарь науки. Общенаучные термины и определения. 2008 г.

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
0.00 байт

Технофобия в философии

Спасова Наталья Эдуардовна, Васильева Анна Сергеевна
Статья посвящена анализу позиций некоторых философов, которые негативно оценивают роль техники в жизни человека и общества. В исследовании рассматриваются позиции Э. Юнгера, Ф. Юнгера, М. Хайдеггера, К. Ясперса и др.