ТЕХНИКА И ПРИРОДА

Найдено 1 определение
ТЕХНИКА И ПРИРОДА
Ставя вопрос о соотношении техники и природы в общефилософском смысле, следует, во-первых, уточнить понимание природы. Ведь термин этот отнюдь не однозначен и не совпадает по объему и содержанию с понятием «мир». Если понимать под природой, как это иногда делается, реальность саму-по-себе, то она объемлет и человека, ивсе егоартефакты,ивсе процессы,происходящие в реальности (в том числе и в психике). Тогда у нас нет и не может быть оснований для какого бы то ни было противопоставления техники природе (как, собственно, и человека, и его сознания). Очевидно, такое отождествление природы с бытием, присущее натуралистическому миропониманию, контрпродуктивно для наших целей. Лишь если мы выделим из объема общего понятия «бытия» то, что по своему возникновению зависит от человека, его намерений и замыслов, остальная часть реальности предстанет для человека «природой».
Понятие природы предназначается, следовательно, для обозначения реальности, не созданной человеком, в отличие от реальности, обязанной ему своим существованием, зависящей от его деятельности. Но и здесь необходимо уточнение: выделение такой реальности – «природы» – результат различительной деятельности самого человека. Природа в этом смысле есть, несомненно, теоретическая конструкция. Не случайно «фисис» древних греков, «натура» римлян, «природа» для западноевропейских мыслителей XVII– XVIII вв. или для современных физиков – отнюдь не тождественные понятия, относимые к различным образам реальности. Во-вторых, следует проанализировать соотношение понятий «природа» и «человек». В известном смысле, «человек сам есть природное существо. Во всяком случае, генетически он как телесность принадлежит природе». Однако в отличие от всех других природных организмов человек является «деятельным существом, и его деятельность проявляется в определенном поведении по отношению к миру, в основе которого лежат целеполагание, планирование и контроль. Такие действия ... способно осуществлять только человеческое сознание, его дух». Именно эта активность выделяет человека из природы, делает его «не только природным», но и отличающим себя от природы, в каком-то отношении «надприродным» существом – субъектом, для которого природа становится объектом его деятельности. Именно здесь коренится возможность противопоставления техники, как исходящей из человека реальности, и природы.
Техника противостоит «естественности» природных вещей и процессов как нечто «искусственное». Конечно, техника обладает природным измерением, «артефакты предметно конкретны и, к тому же, созданы из природных материалов ... Техника ... была бы немыслима без природного субстрата. Вместе с тем было бы крайне ошибочно обойти концептуальное различие между техникой, человеческим сознанием и природой. В артефактах техника является реорганизованной сознанием природой, следовательно, чем-то большим, чем просто природа; однако при своем возникновении и применении техника, напротив, является человеческой практикой». Без человека она бы не возникла, и ее некому было бы применять, – в этом отношении она целиком зависит от замыслов и целей человека, включена в его деятельность. Будучи «искусственной», техника служит реализации субъективных, а значит, индивидуально различающихся человеческих целей. Один и тот же принцип, найденный изобретателем, может лежать в основе многих тысяч отличающихся друг от друга технических устройств. Двигатель внутреннего сгорания применяется в автомобилях, мотоциклах, самолетах, локомобилях, служит в качестве «движка» источником электроэнергии и т. д . Техника подчиняется капризам моды, представлениям об удобствах, эстетическим соображениям, утверждению престижа и т. д .
Техника и природа, «искусственное» и «естественное» – два различных способа бытия, в каком-то смысле – две различные реальности. Техника, конечно, подчинена в своем существовании и функционировании законам природы, однако не только им, но и принципам технической необходимости и целесообразности. Все искусственное, по И. Пригожину, детерминировано и обратимо, природное же существенно случайно и необратимо. С другой стороны, как показал Л. Н. Гумилев, все искусственное мертво, функционирует, только пока человек испытывает в этом потребность и пользуется им; оно не в состоянии само поддерживать свое существование, не заключает в самом себе принцип своего изготовления и воспроизводства. В то же время любой продукт природы содержит в самом себе принцип всей процессуальности и существования, как подчеркивал еще Аристотель. Природное существует само по себе, вне человеческого воздействия.
Вместе с тем термины «техника» и «искусственное» нельзя отождествлять. Не всякая искусственно созданная реальность является технической. Культура есть искусственная реальность, можно говорить об особой эстетической реальности в произведениях искусства. Не являются технической реальностью ни социальные институты, ни общественные отношения, религиозные обряды. Что же мы обозначаем термином «техническая реальность»? Философское понятие «реальность» произведено от латинского «res». М. Хайдеггер в своей работе «Вещь» отмечает что это слово обозначает то, о чем идет речь, то, что тем или иным образом касается человека, задевает его. «Res» – обстоятельство, спорный случай, сложившееся положение дел. «Realitas» – реальность, присущая «res», способность касаться, задевать. Греческое же слово «он», проникшее к римлянам (откуда происходит наш термин «онтология»), означает присутствующее в смысле установленного и представленного. И только когда его стали переводить «res», это латинское слово стало обозначать «вещь», «предмет», – нечто отстраненное от человека и созерцаемое им. Таким образом, практический смысл латинского слова превратился в теоретический под влиянием греческого языка.
Техническая реальность – это мир человека в его техническом измерении, с точки зрения его способности служить средством для достижения поставленных человеком целей. Его характеристики как технической реальности – не только искусственность, но и инструментальность, пригодность в качестве средства. Иногда в литературе употребляется термин «технический мир» («мир техники»). И. Ф . Игнатьева131 включает в структуру мира техники, во-первых, «тело» техники (технические артефакты), во-вторых, технологические процессы, втретьих, техносферу (природную среду бытия техники), вчетвертых, социально-культурные процессы по производству и функционированию техники.
По аналогии с такими утвердившимися в науке понятиями, как «атмосфера» и в особенности «биосфера», стал применяться также термин «техносфера». Б. И. Иванов включает в ее состав следующие компоненты: «материальная искусственная подсистема объективной реальности (техническая реальность в виде устройств, технологических процессов, материалов, трудовых приемов и трудовых действий субъекта); элементы преобразованной (преобразуемой) природы; продукты технической деятельности (предметы потребления); непроектируемые антропогенные объекты; идеальная искусственная подсистема объективной реальности (знаковая система в виде технознания), а также технодеятельность, направленная на изучение, разработку, эксплуатацию и оценку техники и технологии». Данный термин отражает степень превращения окружающей человека реальности в техническую, возрастания влияния «искусственной реальности на «естественную», трансформации мира современным человеком. Техническая реальность, «вобравшая» в себя преобразованную природную среду, рассматривалась марксизмом как «гуманизированная» природа. Но для самой природы подобная гуманизация означает, «что она полностью подчинилась человеку, а значит, более собой не является. Такая «гуманизация» природы ... является поэтому фарисейским отбеливанием·ее тотального порабощения человеку с целью тотальной эксплуатации для удовлетворения его потребностей»133 , считает Г. Йонас. Чем больше мир сводится человеком к технической реальности, тем опаснее становится ситуация самого человека в мире.
Особый тип технической реальности составляет реальность компьютерная, или интеллектуально-техническая. Некоторые ее характеристики достаточно необычны, что привело к введению особого термина – «виртуальная реальность». Термин «виртуальный» появился в средневековой латыни в значении «возможный», «который может или должен появиться». Сейчас он широко употребляется в современной ядерной физике, где «виртуальные частицы» сами по себе не наблюдаемы, об их существовании заключают, анализируя внезапное появление одной элементарной частицы вместо другой, механизм действия внутриядерных сил и т. п.
Однако нас интересует создаваемая с помощью компьютерной техники реальность, внутри которой мы ощущаем себя действующими, живущими, присутствующими, переживая все происходящее в ней с нами как подлинную жизнь; все органы нашего тела реагируют на совершающееся в этой виртуальной реальности, как если бы она существовала на самом деле. Возможность включения человека в такую искусственную, техническими средствами создаваемую мнимую реальность, производящую на его органы чувств точно такое же воздействие, как и подлинная реальность, не только породила множество фантастических сюжетов для произведений искусства (от рассказов С. Лема и романов С. Лукьяненко «Лабиринт отражений», «Фальшивые зеркала» до фильма «Матрица»), но и подкрепила философские концепции, отрицающие тождество мира в нашем сознании с подлинной реальностью самой-по-себе. Итак, техническая реальность может подменить жизненный мир человека. Да и в окружающем нас мире ее удельный вес непрерывно возрастает. Даже взаимоотношения человека с природой приобретают все более и более технический характер. Но такая ситуация сложилась недавно. М. М . Шитиков

Источник: История философии науки и техники.

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
321.88 кб

СОЦИАЛЬНАЯ ПРИРОДА ТЕХНИКИ

Попкова Н.В.
В статье рассматриваются различные подходы к философскому анализу техники: они подвергаются сравнению по критерию эффективности для анализа социальных процессов современности.
Читать PDF
333.59 кб

Человек между природой и техникой

Воронов Василий Михайлович
В статье рассматривается положение дел в сфере взаимоотношений человек-природа-техника в различных аспектах с социально-философской и философско-антропологической позиций.
Читать PDF
453.36 кб

Техника и природа - способы взаимного влияния

Вершков Анатолий Валентинович, Свитин Александр Парфенович
Статья посвящена взаимному влиянию техники и природы. Выявлена неоднозначная роль техники при взаимодействии с природой.
Читать PDF
153.84 кб

Проблема взаимосвязи природы и техники в философии техники

Глозман А. Б.
The article deals with theoretical and methodological aspects of interaction of the nature and technics. The statement that «the technics follows the laws of the first nature» is subjected to criticism.
Читать PDF
128.80 кб

Мифология образов природы и техники в архитектуре и Дизане XXI века

Лапшина Е. А.
Читать PDF
258.16 кб

Авторитаризм техники-месть природы? Три кейса развития технологий в ссср

Ланкин Михаил Алексеевич
В статье рассматриваются отношения между властью и техникой. В качестве теоретического ресурса автор использует марксизм и акторносетевую теорию.
Читать PDF
269.26 кб

Несокрытость и природа творения. К связи техники и природы в философии М. Хайдеггера

Никулина Александра Сергеевна
В статье рассматриваются важные понятия философии М. Хайдеггера «произведение» и «творение» в качестве различных способов взаимоотношения бытия и человека.
Читать PDF
976.22 кб

СОВРЕМЕННЫЕ И ТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ В ЮВЕЛИРНОМ ИСКУССТВЕ: ИМИТАЦИЯ И ИНКРУСТАЦИЯ ПРИРОДНЫХ МАТЕРИАЛО

Смекалова А.А
Статья посвящена современным и традиционным техникам в ювелирном искусстве: имитации и инкрустации природных материалов. Автором приводится анализ современных модных тенденций в ювелирном искусстве.
Читать PDF
6.64 мб

Природно-климатические условия региона расселения как детерминанта трансформации техники жилищного с

Коровушкин Д. Г.
Изучение особенностей этнического развития и этнокультурной адаптации дисперсно расселенных национальных групп является одним из актуальнейших направлений исследований в российской этнографической и исторической науке.
Читать PDF
416.68 кб

Государственная экологическая экспертиза технико-экономического обоснования государственного природн

Холмянская В. И., Саксонов С. В.
Приводится полный текст экологической экспертизы (1993 г.) обоснования национального парка «Самарская Лука».
Читать PDF
109.01 кб

Технико-экологические проблемы использования загрязненных фенолом природных вод в охлаждающих систем

Кузнецов Олег Юрьевич, Чичеров Евгений Алексеевич, Панкратова Евгения Анатольевна, Бутылин Виктор Владимирович
Настоящая работа посвящена проблеме техногенной миграции фенола в атмосферу из состава оборотной воды, вызванной традиционной технологией оборотного водоснабжения охлаждающих систем конденсаторных блоков речной водой.
Читать PDF
292.12 кб

Мир природы, мир человека и мир техники в свете эволюции фундаментальных наук и высоких технологий –

С. В. Светлов

Похожие термины:

  • ПРИРОДА ТЕХНИКИ

    актуальный вопрос философии технознания. Все философы считают технику чем-то большим, чем только совокупностью артефактов. Технику определяли как произведение величайшей мыслительной силы (Ф. Ни
  • Природа, искусство и техника в античности

    Искусство и техника — совершенно разные, с точки зрения современного мышления, области человеческой деятельности. На взгляд античный это — одно и то же, . "Всякое искусство, — говорит Аристотель,