Технические науки

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Технические науки
подсистема естественных наук, имеющая дело не только с природными явлениями, но и с результатами работы других людей.

Источник: Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идиоматических выражений

Технические науки
специфическая форма технического знания, которая открывает и изучает законы, явления и процессы технических устройств и способы использования законов природы в процессе технического творчества. В настоящее время технические науки являются самостоятельным классом наук, основанных не только на эмпирическом материале, но и имеющих свою теоретическую базу.

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ
множество теоретических и прикладных дисциплин о машинах, механизмах, устройствах и их совокупностях, способных эффективно и надежно осуществлять определенные действия и операции. Основными теоретическими дисциплинами в области технических наук являются теория машин и механизмов, сопротивление материалов, теоретическая механика, системотехника, теория надежности, материаловедение и др. В свою очередь все теоретические и прикладные технические дисциплины сами основаны на использовании определенных физических, химических и биологических законов в своих моделях и расчетах. Важнейшие категории технических наук: машина, механизм, эффективность, надежность, полезность, целесообразность, осуществимость, перспективность. (См. инженерные пауки, технологические науки, техника).

Источник: Философия науки: Словарь основных терминов

ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ
Специфика технических наук заключается в том, что они основаны на особом типе знания. Этот тип знания сформировался давно, по крайней мере, о достаточно развитом уровне его развития можно говорить с формированием крупных городских и аграрных цивилизаций. По своей сущности оно представляет собой набор навыков и умений, использование которых приводит к достижению необходимого результата, поэтому его можно квалифицировать как техническое знание. В этом смысле техническое знание достаточно определенно противостоит научному. Научное знание выявляет причины происходящих событий и те законы, которым они подчиняются, техническое же знание часто основано на скрупулезном воспроизводстве тех приемов и действий, смысл которых нередко непонятен носителю технического знания. В силу данного сущностного различия научное и техническое знание исторически долгое время всего лишь сосуществовали, и развитие науки оказывало очень слабое влияние на развитие техники. Ситуация принципиально меняется в Новое время, когда формируется единый научно-технический комплекс: новая техника стимулирует развитие научного знания, а научные открытия приводят к созданию новой техники, нового исследовательского инструментария. Кроме того, усиливающаяся связь науки и производства также способствует развитию технического знания, приближающего науку к производству и выполняющего роль опосредующего звена. Собственно, в Новое время и возникают технические науки, так как техническое знание описывается, классифицируется и структурируется с помощью методов научного познания; происходит постепенный перенос принципов и методов новоевропейской науки в область техники и технологии.
В результате техническое знание со временем внешне приобретает черты знания научного, хотя это и не приводит к изменению его существа. С другой стороны, несмотря на то, что техническое знание остается отличающимся от научного, внутри технических наук постепенно возникает блок знаний, обосновывающих с точки зрения науки основные принципы того или иного конкретного технического знания. Необходимо отметить, что при более пристальном анализе технических наук можно обнаружить их сходство с теми областями знаний, которые традиционно не считаются техническими, но по своей сути очень близки им. Так, напр., медицина или право могут быть рассмотрены как в значительной мере технические науки. Данные науки или, точнее, сферы деятельности основываются на воспроизводстве принятых в отдельной области этих наук принципов и правил, что и определяет их технический характер. Хотя здесь все же необходимо отметить, что эти науки несводимы к набору технических приемов и имеют развитый теоретический уровень, обосновывающий функционирование практических приемов и правил в этих науках. Впрочем, данная ситуация сосуществования теоретического и практического знания характерна и для классических технических наук, как, напр., инженерное знание. Д. В . Котелевский

Источник: История философии науки и техники.

технические науки
ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ — область исследования, проектирования и конструирования искусственных объектов с помощью естественнонаучных и математических методов, цели которой определяются практическим использованием полученных результатов для удовлетворения человеческих потребностей. Если естественные науки описывают законы первой природы, то Т. н. характеризуют закономерности второй природы, т.е. технического мира. Знания Т. н. оцениваются не только на истинность, но и на эффективность, поскольку создаются специально для использования в технике и инженерной деятельности. Первоначально (17—18 вв.) в инженерной деятельности использовались знания из определенных естественных наук (отобранные или специально построенные), а также технологические знания (описание конструкций, технологических операций и т.д.). Такие знания позволяли задать естественный процесс, который реализовался в инженерном устройстве, а также определить в расчете точные характеристики конструкций, обеспечивающих данный процесс. Пока речь шла об отдельных изобретениях, проблем не возникало. Однако начиная с 18 столетия складывается промышленное производство и возникает потребность в тиражировании и модификации изобретенных инженерных устройств (парового котла и прядильных машин, станков, двигателей для пароходов и паровозов и т.д.). Резко возрастает объем расчетов и конструирования, в силу чего все чаще инженер имеет дело не только с разработкой принципиально нового инженерного объекта (т.е. с изобретением), но и с созданием сходного (модифицированного) изделия (напр., машины того же класса, но с др. характеристиками — иной мощностью, скоростью, габаритами, весом, конструкцией и т.д.).         Разработка поля однородных инженерных объектов позволяла сводить одни случаи к др., одни группы знаний к др. В результате начинают выделяться и описываться определенные группы естественнонаучных знаний и схем инженерных объектов — те, которые объединяются самой процедурой сведения. Фактически это были первые знания и объекты Т. н., но существующие пока еще не в собственной форме. На этот процесс накладывались два др.: онтологизация и математизация. Онтологизация представляет собой поэтапный процесс схематизации инженерных устройств, в ходе которого эти объекты разбивались на отдельные части и каждая замещалась «идеализированным представлением» (схемой, моделью). Подобные идеализированные представления вводились для того, чтобы к инженерному объекту можно было применить, с одной стороны, математические знания, с др. — естественнонаучные знания. Замещение инженерного объекта математическими моделями было необходимо и само по себе, как необходимое условие изобретения, конструирования и расчета, и как стадия построения нужных для этих процедур идеальных объектов естественной науки.         Накладывая» друг на друга, описанные здесь три основных процесса (сведения, онтологизации и математизации) и приводят к формированию первых идеальных объектов и теоретических знаний Т. н. (схема колебательного контура, кинематического звена и др.). Почти с первых шагов формирования Т. н. на них был распространен идеал организации естественных наук.         Важный фактор, повлиявший на формирование Т. н., — стремление заменить громоздкие способы и процедуры получения отношений между параметрами инженерного объекта процедурами более простыми и изящными. Напр., в некоторых случаях громоздкие процедуры преобразования и сведения, полученные в двух слоях, существенно упрощаются после того, как исходный объект замещается сначала с помощью уравнений математического анализа, затем в теории графов, и преобразования осуществляются в каждом из слоев. Еще один фактор — это процесс математизации. Если на первой стадии используются отдельные математические знания или фрагменты математических теорий, то в дальнейшем в Т. н. переходят к применению целых математических аппаратов (языков). Это позволяет: а) успешно решать не только задачи анализа, но и задачи синтеза технических устройств, б) исследовать всю изучаемую область инженерных объектов на предмет теоретически возможных случаев, в) выйти к теории идеальных инженерных устройств (напр., теории идеальной паровой машины, теории механизмов, теории радиотехнического устройства и т.д.).         Идеальное устройство — это конструкция, которую исследователь создает из элементов и отношений идеальных объектов Т. н., но которая является моделью инженерных объектов определенного класса, имитируя основные процессы и конструктивные образования этих инженерных устройств. Др. словами, в Т. н. появляются не просто самостоятельные идеальные объекты, но и самостоятельные объекты изучения квазиприродного характера. Построение подобных конструкций-моделей существенно облегчает инженерную деятельность, поскольку инженер-исследователь может теперь анализировать и изучать основные процессы и условия, определяющие работу создаваемого им инженерного объекта.         В отличие от Т. н. классического типа, возникших, как правило, на базе одной естественной науки (напр., электротехника формируется на базе теории электричества), Т. н. неклассического типа (комплексные), напр. теоретическая радиолокация или информатика, складываются на базе нескольких естественных наук. Они состоят из разнородных предметных и теоретических частей, включают системные и блок-схемные модели разрабатываемых объектов, а также описание средств и языков, используемых в исследовании, проектировании или инженерных разработках. Комплексные Т. н. отличаются и по объектам исследования. Помимо обычных технических и инженерных устройств, как правило, более сложных, чем в традиционной инженерии, они изучают и описывают еще, по меньшей мере, три типа объектов: системы человек—машина (ЭВМ, пульты управления, полуавтоматы и т.д.), сложные техносистемы (напр., инженерные сооружения в городе, самолеты и технические системы их обслуживания — аэродромы, дороги, обслуживающая техника и т.д.) и, наконец, такие объекты, как технология или техносфера.         При формировании неклассических Т. н., в свою очередь, можно выделить несколько этапов. На первом этапе складывается область однородных, достаточно сложных инженерных объектов (систем). Проектирование, разработка, расчеты этих объектов приводят к применению (и параллельно, если нужно, к разработке) нескольких технических теорий классического типа. При этом задача заключается не только в том, чтобы описать и конструктивно определить различные процессы, аспекты и режимы работы проектируемой (и исследуемой) системы, но и «собрать» все отдельные представления в единой многоаспектной модели (имитации). На втором этапе в разных подсистемах и процессах сложного инженерного объекта нащупываются сходные планы и процессы (регулирование, передача информации, функционирование систем определенного класса и т.д.), которые позволяют, во-первых, решать задачи нового класса, характерные для таких инженерных объектов (напр., установление принципов надежности, управления, синтеза разнородных подсистем и т.д.); во-вторых, использовать для описания и проектирования таких объектов определенные математические аппараты (математическую статистику, теорию множеств, теорию графов и т.п.). На третьем этапе в Т. н. неклассического типа создаются теории идеальных инженерных устройств (систем). Напр., в теоретической радиолокации после 50-х гг. были разработаны процедуры анализа и синтеза теоретических схем РЛС. С этой целью строится идеальный объект радиолокации — «идеальная РЛС», относительно которой формулируются основное уравнение дальности радиолокации и уравнения, определяющие ее рабочие характеристики. Создание теории идеальных инженерных устройств венчает формирование и классических и неклассических Т. н. Идеальные инженерные устройства живут и функционируют не только по законам первой природы, но и по «законам» второй природы, в которой рождаются и живут инженерные объекты.         В.М. Розин

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки

ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ
область знания, в которой описываются и изучаются закономерности «второй природы», т. е. технического мира. Знания технических наук оцениваются с точки зрения не только истинности, но и эффективности, поскольку создаются специально для использования в технике и инженерной деятельности. Первоначально (17— 18 вв.) в инженерной деятельности применялись знания из отдельных естественных наук (отобранные или специально построенные), а также технологические знания (описание конструкций, технологических операций и т. д.). Именно естественно-научные знания позволяли мысленно вычленить и зафиксировать естественный процесс, реализуемый в инженерном устройстве, а также определить расчетным путем точные характеристики конструкций, обеспечивающих данный процесс.
Однако начиная с 18 в. складывается промышленное производство и формируется потребность в тиражировании и модификации изобретенных инженерных устройств (парового котла и прядильных машин, станков, двигателей для пароходов и паровозов и т. д.). В силу того, что инженер все чаще имеет дело не только с разработкой принципиально нового инженерного объекта (т. е. изобретением), но и с созданием сходного (модифицированного) изделия (напр., машины того же класса, но с другими характеристиками — иная мощность, скорость, габариты, вес, конструкция и т. д.), резко возрастает объем расчетов и конструирования. Другими словами, инженер теперь занят не только созданием нового инженерного объекта, но и разработкой целого класса таких объектов, сходных (однородных) с изобретенным. Это позволяло сводить одни случаи и одни группы знаний к другим. В результате начинают выделяться определенные группы естественно-научных знаний и схем инженерных объектов. Фактически это были первые знания и объекты технических наук, но существующие пока еще не в собственной форме. На этот процесс накладывались два других — онтологизация и математизация.
Онтологизация представляет собой поэтапный процесс схематизации инженерных устройств, в ходе которого эти устройства расчленялись на отдельные части и каждая замещалась «идеализированным представлением» (схемой, моделью). Подобные идеализированные представления вводились для того, чтобы к инженерному объекту можно было применить как математические, так и естественно-научные знания. Математизация (замещение инженерного объекта математическими моделями) была не только необходимым условием изобретения, конструирования и расчета, но и стадией построения нужных для этих процедур идеальных объектов естественной науки.
Накидываясь друг на друга, эти три процесса (сведение, онтологизация и математизация) и приводят к формированию первых идеальных объектов и теоретических знаний собственно технических наук. С первых шагов формирования технических наук на них был распространен идеал организации фундаментальной науки: знания об отношениях трактовались как законы или теоремы, а процедуры их получения — как доказательства. Другой фактор, повлиявший на формирование технических наук, — стремление упростить способы и процедуры установления и анализа отношений между параметрами инженерного объекта. Напр., в некоторых случаях громоздкие процедуры преобразования и сведения существенно упрощаются после того, как исходный объект замещается сначала с помощью уравнений математического анализа, затем в теории графов, так что преобразования осуществляются в каждом из этих замещающих слоев. Существенно изменяются и параметры процесса математизации. Если на первой стадии используются лишь отдельные фрагменты математических теорий, то в дальнейшем в технических науках переходят к применению целых комплексов математических средств. Это позволяет: а) решать задачи не только анализа, но и синтеза технических устройств, б) исследовать такие теоретически возможные случаи, которые охватывают всю изучаемую область инженерных объектов; в) выйти к теориям идеальных инженерных устройств (напр., теории идеальной паровой машины, теории механизмов, теории радиотехнического устройства и т. д.).
Идеальное устройство — это конструкция, которую исследователь создает из элементов и отношений идеальных объектов технических наук; она является моделью инженерных объектов определенного класса, имитируя основные процессы и конструктивные особенности этих инженерных устройств. В технических науках появляются не только самостоятельные идеальные объекты, но и самостоятельные объекты квазиприродного характера. Построение подобных конструкций-моделей существенно облегчает инженерную деятельность, поскольку, изучая их, инженер-исследователь может теперь анализировать основные процессы и условия, определяющие работу создаваемого им инженерного объекта.
В отличие от технических наук классического типа, возникших, как правило, на базе одной естественной науки (напр., электротехника формируется на базе теории электричества), технические науки неклассического типа (т. е. комплексные, напр. теоретическая радиолокация или информатика) складываются на базе нескольких естественных наук. Они состоят из разнородных предметных и теоретических частей, используют системные и блок-схемные модели разрабатываемых объектов, включают описание средств и языков, используемых в исследовании, проектировании и инженерных разработках. Комплексные технические науки отличаются и по объектам исследования. Помимо обычных технических и инженерных устройств они изучают и описывают еще по меньшей мере три типа объектов: системы человек—машина (компьютеры, пульты управления, полуавтоматы и т. д.), сложные техносистемы (напр., инженерные сооружения в городе, самолеты и технические системы их обслуживания — аэродромы, дороги, обслуживающая техника и т. д.) и, наконец, такие объекты, как технология или техносфера в целом.
В формировании неклассических технических наук в свою очередь можно выделить несколько этапов. На первом этапе складывается область однородных, достаточно сложных инженерных объектов (систем). Проектирование, разработка, расчеты этих объектов приводят к применению (и параллельно, если нужно, к разработке) нескольких технических теорий классического типа. При этом задача заключается не только в том, чтобы описать и конструктивно определить различные процессы, аспекты и режимы работы проектируемой (и исследуемой) системы, но и «собрать» все отдельные представления в единой многоаспектной модели.
На втором этапе в разных подсистемах и процессах сложного инженерного объекта выявляются сходные планы и процессы (регулирование, передача информации, функционирование систем определенного класса и т. д.), которые позволяют, во-первых, решать задачи нового класса, характерные для таких инженерных объектов (напр., установление принципов надежности, управления, синтеза разнородных подсистем и т. д.), во-вторых, использовать для описания и проектирования таких объектов определенные математические средства (математическую статистику, теорию множеств, теорию графов и т. п.). Т. о., создание технических теорий неклассического типа предполагает предварительное использование технических наук классического типа, а также синтез их на основе системных, кибернетических, информационных и т. п. представлений.
На третьем этапе в рамках технических наук неклассического типа создаются теории идеальных инженерных устройств (систем). Напр., в теоретической радиолокации после 1950-х гг. были разработаны процедуры анализа и синтеза теоретических схем радиолокационной станции (РЛС). С этой целью строится однородный идеальный объект радиолокации — «идеальная РЛС», относительно которой формулируются основное уравнение дальности радиолокации и уравнения, определяющие ее рабочие характеристики. Создание теории идеальных инженерных устройств венчает формирование и классических, и неклассических технических наук. Идеальные инженерные устройства живут и функционируют не только по законам первой природы, но и по «законам» второй природы, в которой рождаются и живут инженерные объекты.
Лит.: Иванов Б. И., Чешев В. В. Становление и развитие технических наук. Л., 1977; Горохов В. Г. Методологический анализ научно-технических дисциплин. М., 1984; Философия техники: история и современность. М., 1997.
В. М. Разин

Источник: Новая философская энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 13

Читать PDF
1.11 мб

ЕСТЕСТВЕННЫЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ ДЛЯ ЖЕНЩИН В XXI ВЕКЕ

Малышева Марина Михайловна
В статье представлены основные национальные научно-образовательные программы США, Германии и Великобритании, которые ориентированы на распространение среди женщин знаний и квалификаций в области технических и естественнонаучных ди
Читать PDF
291.98 кб

Место и роль науки в контексте технических проектов ХХ века

Липкин А. И., Федоров В. С.
В статье анализируется взаимодействие науки и техники в контексте научно-технических проектов ХХ века.
Читать PDF
207.66 кб

Технические науки в Академии наук СССР в 30–60-е годы XX века

Иванов Борис Ильич
Статья посвящена анализу истории существования технических наук в системе АН СССР в 30–60-е годы XX века.
Читать PDF
466.07 кб

Технические науки: особенности конструирования предметного поля

Масланов Е.В.
В статье анализируется представленность технических наук в различных классификаторах науки. Классификации наук ориентируются на разные модели конструирования поля технического знания.
Читать PDF
161.12 кб

Развитие науки и проблема единства технического знания и познания

Дегтярев Е. В.
Статья посвящена гносеологическому анализу соотношения технического знания и особенностей соответствующего ему типа познавательной деятельности. Автор анализирует проблему на широком фактическом материале.
Читать PDF
292.10 кб

Представления о науке и о философии науки у студентов технических вузов

Микешин М.И.
В статье обсуждается проблема распространенного обыденного, «стандартного» представления о науке и научной деятельности, характерного для людей, получающих образование в России.
Читать PDF
394.28 кб

Философия науки Ф. Бэкона как обоснование идеи научно-технической магии

Челышев Павел Валентинович
В статье речь идет о зарождении философии науки Нового времени в трудах английского философа Ф. Бэкона, стоявшего у истоков новой научной парадигмы.
Читать PDF
218.21 кб

Технические науки в Академии наук СССР в 30-е - 60-е годы XX века (II часть)

Иванов Борис Ильич
Статья посвящена анализу истории существования технических наук в системе АН СССР в 30-60-е годы XX века.
Читать PDF
701.06 кб

Техническая и социальная революции на грани взаимодействия науки и производства

Ширшин Г.А.
В статье обсуждается механизм взаимосвязи технической и социальной революций, развивающихся на базе взаимодействия науки и производства. Доказывается, что основной социологический закон К.
Читать PDF
335.47 кб

Научно-технический прогресс и инновационное развитие в истории социологической науки

Завражин В.Н.
Рассмотрена системная взаимосвязь научно-технического и общественного прогресса как одна из важнейших тем социологической науки.
Читать PDF
102.12 кб

99. 02. 023-027. Технические науки и проблема ответственности ученых. (сводный реферат)

Летов О. В.
Читать PDF
7.09 мб

ИЗМЕНЕНИЕ РОЛИ НАУКИ В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ И ПОДХОДОВ К УПРАВЛЕНИЮ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ СФЕРОЙ

Васильева Л. В., Хабарова Т. В., Жарова Г. В.
Читать PDF
17.94 мб

Развитие естественно-технических отраслей вузовской науки в Северной Осетии во второй половине 1950-

Цориева Инга Тотразовна
В статье анализируются основные направления научной деятельности вузов естественно-технического профиля Северной Осетии во второй половине 1950-х — первой половине 1960-х гг.

Похожие термины:

  • ТЕХНИЧЕСКИЕ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

    науки, предметом изучения которых являются соответственно техническая и общественная деятельность человека. В философии существует традиция рассмотрения соотношения технических наук с естеств
  • ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ И ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

    тема частых дискуссий в научных кругах. Часто технические науки понимаются как прикладное естествознание. На первый взгляд кажется, что существует непрерывный переход, хорошо накатанная дорога о