тема частых дискуссий в научных кругах. Часто технические науки понимаются как прикладное естествознание. На первый взгляд кажется, что существует непрерывный переход, хорошо накатанная дорога от естествознания (физики, химии, биологии) к техническим наукам, но при ближайшем рассмотрении выясняется, что на стыке естествознания и технознания происходит научно-познавательный скачок. В естествознании человек желает познать природу такой, какой она существует независимо от его устремлений. Каким именно образом достигается эта цель, было рассмотрено в статьях, посвященных физике и биологии. Для рассматриваемой тематики существенно, что природа при всей ее способности к порождению многообразных явлений, радующих взгляд человека, не в состоянии породить мир техники. Последний является результатом усилий человека, на которые он решается благодаря своей высоко развитой ментальности.
Потребность человека в создании мира искусственного приводит его к необходимости рассматривать артефакты не сами по себе, а в согласии с определенной системой ценностей. Это обстоятельство вынуждает вменять ценности самим артефактам. В качестве технических объектов артефакты относительны. Рассмотрим техническое отношение человека M артефакту N. Реализуемое в этом единстве отношение является ценностным. Инициатива исходит от человека, но эта инициатива состоит не в исключении, а, наоборот, во включении артефакта в ценностное отношение. В результате это отношение проявляется не только на стороне человека, но и на стороне артефакта. Человек М обладает по отношению к артефакту N ценностью К (ее количественной мерой выступают различного рода оценки). Артефакт N обладает по отношению к человеку М ценностью К. Желая подчеркнуть инициативу человека в техническом отношении, можно и даже разумно интерпретировать технику как символическое бытие человека. Крайне важно понимать, что это символическое (семиотическое) бытие не иллюзорно, а реально в не меньшей степени, чем материальные объекты. Человек, разумеется, не может стать символическим бытием технических артефактов, они абсолютно пассивны в ценностном отношении. Рассуждая о природе техники, мы до сих пор не испытывали потребности обращения к потенциалу естествознания. И все-таки эта потребность непременно дает о себе знать. Дело в том, что технические артефакты восприимчивы отнюдь не к любым ценностям. Характер и степень этой восприимчивости зависит от природной составляющей артефакта, изучаемой естествознанием. Связь между естествознанием и техническими науками устанавливает человек, исходящие от него запросы приходят к естествознанию через технознание. Естествознание призвано обеспечить материальную базу техники, причем таким образом, чтобы гарантировать существование технических артефактов в качестве ценностно-символического бытия.
Технические науки не являются прикладным естествознанием. Что же касается вектора взаимосвязи наук, то он идет не от естествознания к техническим наукам, а в обратном направлении. См. технические и общественные науки.
ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ И ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ
ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ И ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ
Источник: Философия науки. Краткий энциклопедический словарь. 2008 г.