ТЕХНИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ИСТОКИ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ

Найдено 1 определение
ТЕХНИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ИСТОКИ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ
Процессы разделения труда в обществе вели к появлению множества отдельных видов «ремесла» (еще не отделившегося полностью от искусства). Конечно, деятельность ремесленников нельзя назвать в полной мере технической, как и деятельность строителей храмов, пирамид, оросительных каналов. Ее технический аспект был подчинен стремлению создать шедевр – уникальное, неповторимое изделие – шлем, меч, щит, чашу, ювелирное украшение, обладавшие собственным именем, высокой эстетической ценностью, воспринимавшиеся как одушевленные, – либо стремлению послужить религии, церкви, помочь спасению собственной души и душ сородичей и соплеменников и т. п. Но, даже если отвлечься от служебной роли технического аспекта деятельности ремесленников, бросается в глаза то, что она выполнялась, как правило, отдельным человеком – мастером. Внутри процесса изготовления вещи разделения труда почти не существовало. Мастер сам «изобретал» каждое отдельное изделие, – конечно, опираясь на прежний опыт, на традицию, обычай, следуя канону. Он сам изготавливал свой шедевр, сбывал его и доставлял (преобладала в течение многих тысячелетий работа «на заказ», а не «на рынок»). Таким образом, операции и этапы технических действий не распределялись между различными участниками.
Конечно, такая деятельность имела большой положительный смысл для самого работника, помогала ему ощущать себя творцом (или со-творцом богов, или их орудием, инструментом), обеспечивала разносторонность его навыкам и умениям. Но продуктивность этой деятельности невысока, никакого массового производства на такой основе не могло возникнуть. Лишь в эпоху Возрождения вновь, как в античности, появляются «инженеры» – строители мостов, дворцов, крепостей, создатели пушек и т. д., – которые, как правило, стояли во главе целой «мастерской», «артели» исполнителей, чья деятельность оставалась просто технической. Инженер же, как правило, – одновременно архитектор, скульптор, художник, алхимик, изобретатель. Он воспроизводит свой замысел целенаправленной деятельностью творца. Таким образом, еще не отделившись окончательно от искусства, техническая деятельность разделяется на исполнительную и «инженерную» (изобретательскую, руководящую, организаторскую). Дальнейшая дифференциация относится к Новому времени. На мануфактурах, на первых заводах и фабриках, как правило, организационно-управленченская деятельность уже отделена от изобретательства. Затем изобретения начинают готовить и развивать. Этапы проектирования, исследований, конструирования становятся отдельными видами технической деятельности, приобретающей все более коллективный характер. В ХХ веке инженерная деятельность включает в себя, помимо изобретательства, проектирование, конструирование, изготовление (обслуживаемое технологами и организаторами производства), налаживание и монтаж, эксплуатацию готовых технических систем.
Охарактеризуем вкратце основные виды инженерной деятельности. Особо следует остановиться на инновационной деятельности – изобретательстве как главном звене всей инженерной и технической деятельности. Проблема «нового» долгое время была камнем преткновения для философии, утверждавшей «истинное бытие» в его вечности и неизменности. Лишь мыслители, для которых действительность была текучей и изменчивой, могли не задумываться над тем, откуда берется новое. Проблемой для них оказывалась, напротив, устойчивость и повторяемость, сохранение «старого». Однако трудности ориентации в хаосе неизбежно рождали стремление к открытию порядка. В настоящее время исследования в области синергетики убедительно показали относительность терминов «хаос» и «порядок», «старое» и «новое», принадлежность их к человеческому способу осмысления и конструирования действительности. Но для нас эти понятия сохраняют всю свою значимость, позволяя выстроить мост из прошлого в будущее, ориентироваться в мире и достигать желаемых результатов.
В какой мере появление нового связано с человеческой деятельностью? Откуда берутся не существовавшие в природе технические устройства? Ведь здесь имеет место не стихийный природный процесс всеобщего изменения, спонтанных мутаций, «бифуркации» и случайной реализации одного их ответвлений возможного развития событий. Речь идет о творчестве, о сознательном сотворении ранее не существовавшего. Корень человеческого творчества – та свобода, которая стала возможной в результате «опосредствования» нашего отношения к реальности сконструированным нами символическим миром смыслов, в котором и с помощью которого мы свободно перемещаемся в потоке времени и выбираем между различными возможностями действия. Результат предсуществует в виде идеального образа в нашем сознании, предвосхищается нами. Его еще нет в реальности, он существует «воображаемо», в фантазии. Но если воспроизвести идеальную последовательность действий на практике, используя реальные объекты – орудия и материалы, то образ обретет реальное, чувственно воспринимаемое бытие, каким бы новым и невиданным он ни казался.
Идеальное материализуется посредством человеческой деятельности. Возникает новый мир вещей, созданный человеком, искусственный мир, противопоставляемый естественному, природному миру. Без способности к духовному предвосхищению невозможно сознательное производство артефактов, невозможна техника. Как писал К. Маркс, «паук совершает операции, напоминающие операции ткача, а пчела постройкой своих восковых ячеек посрамляет некоторых людей – архитекторов. Но самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове».
В этом смысле изобретение – акт сознания, выходящего за рамки «данного» ему в ощущениях, в опыте. Но откуда в сознании берется этот идеальный образ, предвосхищающий желаемый результат человеческой деятельности? Ведь он должен быть осмысленным, а значит, причастным к уже имеющейся системе смыслов и значений, придающих нашей конструкции реальности ее соразмерный человеческим потребностям и переживаниям характер. Как иначе его можно было бы желать, строить планы достижения подобной цели? Можно попытаться найти разрешение проблемы технической инновации, исходя из идей о субъекте технической деятельности. Изобретатель не случайно ощущает могучий источник «вдохновения», открытие предстает для него своего рода «озарением». В этом выражается не только личностный, но и надличностный, коллективный, «всеобщий» характер его творческого поиска. Огромный резервуар идей, замыслов, кипящий и бурлящий человеческими эмоциями и надеждами, – вот откуда изобретатели черпают и материал, и цели своих поисков. В настоящее время могучим поставщиком новых идеальных образов становится наука, открывая изобретателям неведомые доселе перспективы, вооружая их орудиями, намного облегчающими деятельность воображения и проверку перспективности предлагаемых ею путей. Стоит упомянуть хотя бы о компьютерах. Сама изобретательская деятельность обслуживается целым коллективом исследователей, проектировщиков, конструкторов. Инженерные исследования, являясь особой разновидностью познавательного отношения человека к миру, обычно начинаются, когда идея изобретения уже нащупана, оформлена в виде «предпроекта», когда необходимо научное обоснование технической разработки, измерение ее возможной эффективности и т. п.
Проектирование в качестве отдельного, самостоятельного этапа инженерной деятельности зародилось недавно, лишь в начале ХХ века. До этого проекты создавались самими авторами идеи, изобретателями, зачастую не получая никакого воплощения ни в моделях, ни в рисунках. Иногда говорят о проектирующем счетоводстве (составлении сметы расходов для осуществления производственной деятельности), породившем еще в XIII веке специальный метод математического моделирования экономических операций – «двойную бухгалтерию», об организационном проектировании предпринимательской деятельности, о техническом проектировании и т. п. Все же в практике инженерной деятельности непосредственной предшественницей проектирования была деятельность особой группы работников, занятых графическим оформлением замысла инженера для внедрения его в производство, – деятельность чертежников. Если само изобретение превратилось в особый продукт, объективно существуя в виде патента, авторского свидетельства и т. п., то проект – это тексты, чертежи, графики, расчеты, компьютерные модели будущей технической системы.
За проектированием следует этап конструирования, разработки конструкции технической системы, создания опытного образца и т. д . Потом начинается внедрение в производство, переход к новой фазе технической деятельности – к изготовлению. Фактически это уже «исполнение» замысла, хотя и здесь остаются функции организации производственного процесса, разработки технологии и контроля за ее соблюдениемит.д. Остановимся вкратце на усложнении структуры технической деятельности в последние десятилетия и на появлении необходимости в ее социальном регулировании. Возникло понятие «системотехнической деятельности», врамках которой осуществляется кооперация работ и специалистов. Характерным признаком такой деятельности служит наличие группы особых специалистов, которые координируют усилия всех участников сложного технического процесса (главный конструктор, главный специалист проекта и т. п .), т. е . особой службы «координации». Предусматриваются комплексное исследование, системное проектирование, включая проекты управленческой деятельности. Необходимость управления технической деятельностью породила особую область исследований – теорию управления, или – применительно к экономике – теорию «менеджмента». Конечно, область применения ее выводов значительно шире, чем управление технической деятельностью; исследуя общие основания человеческой деятельности вообще, она перерастает у некоторых мыслителей в «философию управления» и даже в «праксиологию» – учение о практическом отношении человека к миру. Но и в рамках технической деятельности все большее значение приобретает учет ее «человеческого фактора», создание условий для эффективности человеческих действий в технических системах. Разрабатываются «инженерно-психологические проекты», учитывающие индивидуальные аспекты деятельности человеческого субъекта в технической среде. Возникла особая дисциплина – «эргономика» (разработка методов учета человеческих факторов производства и создания соответствующих условий работы при внедрении новой технологии и технических систем). Наконец, развивается «социотехническое» проектирование, т. е . пла нирование, управление, программирование, прогнозирование и организационная деятельность по обеспечению взаимодействия людей и техники. Таким образом, техническая деятельность, в силу ее коллективного характера, тесно переплетается с прагматическим отношением к людям – участникам этой совместной деятельности, «винтикам» единого механизма, приобретает «антропологическое измерение». Но отношение к этой новой ситуации человека в техническом мире у исследователей далеко не однозначно. М. М . Шитиков

Источник: История философии науки и техники.