ТАВРИЗЯН Гаянэ Михайловна

Найдено 1 определение
ТАВРИЗЯН Гаянэ Михайловна
(р. 27.5.1934) — спец. в обл. истории филос, филос. антропологии, культурологии; д. филос. н. Р. в Ленинграде. В 1958 окончила романо-германское отд. филол. ф-та Ереванского гос. ун-та, в 1962 — асп. кафедры франц. языке МГУ. В 1962-64 — референт агентства печати «Новости». С 1964 работает в ИФ РАН (прежнее название - ИФ АН СССР), с 1973 - в должности ст. н. с, с 1990 по наст. вр. — в должности вед. н. с. сектора совр. зап. филос. Канд. дисс. — «Феноменологический метод и проблема человека во французском экзистенциализме» (1968). Докт. дисс. — «Проблема технического прогресса в западной философско-социологической мысли XX века» (1991). Инициатор и ред. колл. изд.: «Философия, религия, культура» (М., 1982), ж. «История философии» РАН (с 1997), перевода работ Й. Хейзинги «Homo Ludens» и «В тени завтрашнего дня» (М., 1992) и др. Сфера науч. интересов — осн. напр. зап. филос. XX в., в том числе — экзистенциализм, феноменология, филос. жизни, филос. антропология, филос. истории, культурология, филос. техники, соц. теории XX в. Одна из осн. проблем в иссл. Т. — дух. ситуация человека в совр. эпоху. С начала 1970-х выдвигает и обосновывает идеи об опасных для человека и культуры последствиях технизированной цивилизации, не уравновешиваемой высоким уровнем дух. развития об-ва; об условности понятия «нейтральность» применительно к технике; выдвигает проблему филос. интерпретации феномена техники, изучения обратного воздействия техники на человека и об-во, рассмотрения техники в контексте истории и культуры. В течение многих лет занимаясь экзистенциалистской мыслью XX столетия, представила важнейший аспект творч. франц. философа-экзистенциалиста Г. Марселя — его драматургию, впервые переведя на рус. язык избранные филос. пьесы Марселя, дав теор. анализ марселевского театра как незаменимой сферы воплощения идеи экзистенции, многообразных форм интеракции, «сцены» как ситуации.
Соч.: Метатехническое обоснование сущности техники М. Хайдеггером // ВФ. 1971. № 12; Человек-наука-техника. М., 1973; Проблема человека во французском экзистенциализме. М., 1977; Проблема преемственности гуманистического идеала человека в современной культуре // ВФ. 1983. № 1; Техника, культура, человек. М., 1986; О. Шпенглер, Й. Хейзинга: две концепции кризиса культуры. М., 1989; Йохан Хейзинга: кредо историка (послесловие) // Хейзинга Й. Homo Ludens. M., 1992; Марсель Г. Трагическая мудрость философии. (Вступительная статья, перевод, комментарии). М., 1995; Габриэль Марсель // Философы двадцатого века. Кн. 1. М., 2004; Йохан Хейзинга // Там же. Кн. 2. М., 2004.

Источник: Философы России начала XXI столетия Биографии идеи труды. Энциклопедический словарь 2009