ТАУЛЕР Иоганн
Источник: Философский энциклопедический словарь
W. Wentzlaff. Studien zur Lebenslehre T. s, 1940; E. Filthaut (Hg.). J. T. — ein dt. Mystiker, 1961 ; I. Weilner. J. T. s. Bekehrungsweg, 1961 ; S. Dussart-Debèfve. Die Sprache der Predigten J. T.s. 1969; A. M. Haas. Nim din selbes war — Studien zur Lehre von der Selbsterkenntnis bei Meister Eckhardt, J. T. und H. Seuse, 1971; W. Nigg. Das myst. Dreigestim, 1988.
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
(1304–61) – немецкий философ-мистик, монах-доминиканец, проповедник. Ученик Экхарта. Следуя неоплатонич. традиции отрицательного богословия, Т. в своем учении исходил из понимания божества как единства, лишенного всякой определенности и качественности, как трансцедентного бытия. Познание божества средствами человеч. разума невозможно. Единств. путем богопознания является, по Т., путь веры и мистич. созерцания. Благодаря наличию в человеке "глубины души", сотворенной богом, человек может, путем углубленного созерцания, возвыситься до постижения чистой сущности бога. Для этого необходимо осознание ничтожества всего конечного, смирение, самоотречение, аскетизм. Т. считал "спасение" возможным лишь с помощью божеств "благодати", за духовенством оставалась лишь наставнич. функция. Это вело к отрицанию церк. иерархии, но сам Т. не выходил за пределы ортодоксальной мистики. Учение Т. о непосредств. контакте человека с богом оказало влияние на взгляды деятелей нем. Реформации, прежде всего Лютера и Мюнцера. Соч.: Predigten, Bd 1–2, Jena, 1913; Ausgew?hlte Predigten, Bonn, 1914. Лит.: Трахтенберг О. В., Очерки по истории зап.-европ. средневек. философии, М., 1957; Лей Г., Очерк истории средневек. материализма, пер. с нем., М., 1962, с. 547–68; Смирин ?. ?., Нар. реформация Томаса Мюнцера и Великая крестьянская война, М., 1955, с. 171–229; M?ller А. V., Luther und Tauler, Bern, 1918; Naumann L., Untersuchungen zu J. Taulers deutschen Predigten, Halle, 1911 (Diss.); Wentzlаff-Eggebert F. W., Studien zu Lebenslehre Taulers, В., 1940; J. Tauler, ein deutscher Mystiker. Gedenkschrift zum 600. Todestag, Essen, 1961. А. Горфункель. Москва.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.
Соч.: Die Predigten Taulers, Hrsg. v. F.fetter. B., 1910; Dublin, 1968; Deutsche Mystik. Aus den Schriften von Heinrich Seuse und Johannes Tauler. Stuttg., 1967; Opera Omnia, Ubers. V. L. Surius (1548). Hildesheim, 1985. Лит.: Haas A. M. Senno Mystikus. Fribouig, 1979.
И. А. Михайлов
Источник: Новая философская энциклопедия
Вряд ли Таулера можно считать учеником Экхарта. Он многому научился из его трудов, но лично знаком с собратомдоминиканцем, вероятно, не был. Вместе с тем оба искали мистического единства с Богом единства, возможного в силу существования божественного Grund ("основание", "центр", "фундамент"), "искры" божественного в человеческой душе. Таулера скорее можно назвать (с известной долей осторожности) пасторствующим Lebemeister ("учителем жизни"), чем пасторствующим Lese или Lehremeister(* лектором, учителем схоластики и мистики "). Его мистическая теология опиралась не столько на метафизику, сколько на веру в присутствие образа Божьего в человеке. Экхарт говорит о вечном рождении Слова в человеческой душе; Таулер сосредоточивает внимание на преображении (Uberformung) человеческого образа в божественный. Т.о., мистическая теология Таулера носит более персоналистический и антропологизированный характер, подчеркивая скорее эмоциональные душевные возможности (Gemut "нрав", "чувства"), чем интеллектуальные качества. К-ром е того, Таулер уделяет большое внимание приготовлению к мистическому единству с Богом, к очистительному пути возрастания в любви, к свободе от эгоизма и тварности, подчеркивая, что нельзя забегать вперед.
Не отмеченные печатью ереси (в отличие от трудов Экхарта), проповеди Таулера получили широкое распространение и часто печатались. Их прочли и рекомендовали своим последователям Мартин Лютер и многочисленные пиетисты. Мысльотом, что для Таулера мистическое единство сводилось к согласованию божественной и человеческой воли исключительно по благодати, склоняла к нему многих протестантов. Однако эту идею, даже если она вытекает из его подлинных проповедей, нужно рассматривать в контексте его положения о внутреннем подобии Богу, к-рое присуще человеческой душе, а также помнить, что Таулер подчеркивал сотрудничество человека с божественной благодатью на пути к мистическому единству.
D.D. Martin (пер. Ю.Т.) Библиография: G.Hofmann, tr., Johannes Tauler, Predigten; E. Filthaut, ed., Johannes Tauler, eindeutscherMystiker: Gedenkschriftzum 600. Todestag; J. M. Clark, Great German Mystics, 3654; R. M. Jones, The Flowering of Mysticism, 86103; I. Weilner, Johannes TaulersBekehrungsweg; D. Mieth,D(e Einheit von vita activa und vita contemplativa in MeisterEckhart und bei Johannes Tauler; G. Wrede, Unio Mystica: Probleme der Erfahrung bei Johannes Tauler.
См. также: Мейстер Экхарт; Мистицизм.
Источник: Теологический энциклопедический словарь