между 922-932-1023?)арабский философ. По определению средневекового биографа Йакуба ар-Руми — «литератор среди философов и философ среди литераторов». Автор глубоких философских сочинений, популяризатор знаний и блестящий стилист («второй ал-Джахиз»), он не был признан при жизни и обрел славу только в 20 в. Произведения ат-Таухиди содержат сведения о культуре эпохи, современниках — «Братьях чистоты», ал-Джахизе, Ибн ал-Мутаззе и др. Был учеником логика ас-Сиджистани, современником ал-Бируни и Ибн Сины. К настоящему времени опубликовано около половины дошедших до нас сочинений ат-Таухиди (значительная их часть была сожжена им самим). Отчасти соглашаясь с мутазилитами по кардинальным вопросам теологии, ат-Таухиди нередко полемизировал с ними. Восприняв идеи арабоязычного перипатетизма (фалсафы), мутазилизма (см. Каши) и суфизма, он придерживался убеждения, что не может быть рационального познания Бога. Философия, считал он, берет начало в разуме, а вера — в откровении. Религиозную веру ат-Таухиди связывал с мистическим постижением, пониманием единобожия, таухида в суфизме. Признавая реальные возможности рационализма, отмечал его изъяны и ограниченность, полагая, что «разум силен настолько, насколько он сознает то, что выше его». «Знание — это море, и людей, исчезающих в нем, больше, чем овладевших им. Неизвестного в нем вдвое больше, чем известного; предположений больше, чем достоверностей, и скрытого больше, чем очевидного. И то, что воображают о нем [мире], превосходит то, что доподлинно известно». Предопределение и свободу выбора ат-Таухиди объяснял как внешний и внутренний аспекты, определяющие поведение человека. Обусловленные внешними причинами поступки людей предопределены, но они являются также результатом изъявления свободной воли и зависят от индивидуальных особенностей человека, составляющих своеобразие его души и ума. Так же как Ибн Сина, ат-Таухиди полагал, что эти индивидуальные особенности души сохраняются и после смерти человека (концепция индивидуального бессмертия). Рассуждая в традициях стоицизма о смерти и бессмертии, силе и бессилии разума, о дружбе и предательстве, богатстве и бедности, выражая трагическое восприятие жизни, условия которой сводят на нет усилия человека, ат-Таухиди, в отличие от стоиков, считал, что человек не должен мириться с судьбой и обязан возвыситься над ее превратностями. Хотя свои неортодоксальные мысли ат-Таухиди высказывал прикровенно, его считали одним из крупнейших и опаснейших еретиков в исламе (Ибн ал-Джаузи).
Соч.: Извлечения (ал-Мусабасат). Каир, 1929; Бейрут, 1989; Книга услады и развлечения (ал-Имта ва-л-муанаса). Каир, 1939—43; Бейрут, 1984; Вопросы и ответы (ал-Хавамил ва-ш-шавамил). Каир, 1951; Божественные указания (ал-Ишаратал-илахиййа). Каир, 1950; Бейрут, 1981; О друге и дружбе (Фи-с-садака ва-с-садик). Каир, 1972; О науках (Фи-л-улум). Бейрут, 1963—64; в рус. пер.: Диалоги (из «Книги услады и развлечения»), вступ. статья, пер. и комм. Д. В. Фролова.— В кн.: Восток—Запад. Исследования, переводы и публикации. М., 1988.
Лит.: Дчбб Али. Адиб ва-л-муфаккир Абу Хайан ат-Таухиди. Тунис, 1976; Ибрахим 3. Абу Хайан ат-Таухиди. Каир, 1974; Хусайн Махмуд Тауфик. Ал-Мукабасатли-Аби Хайан ат-Таухиди. Бейрут, 1989; Фролова Е. А. Рационализм и стойко-скептические мотивы в философии АСу Хапана ат-Таухиди.— В кн.: Рационалистическая традиция и современность. Ближний и Средний Восток. М., 1990.
А. Фролова