Среди татов (19,4 тыс. чел. 1989) распространены три вероисповедания — иудаизм (см. Иудаизм в России), шиизм и монофизитство (армяно-григорианского толка). На Сев. Кавказе преобладают таты-иудаисты (т. наз. «горские евреи»); они живут в городах Кабардино-Балкарии, Чечни, Ингушетии, городах и селах Юж. Дагестана. В Юж. Дагестане живут и таты-мусульмане, в осн. в сельской местности.
До сих пор окончательно не решен вопрос относительно корней иудаизма у татов. Традиционно считалось, что ко времени переселения их Сасанидами на Кавказ в 5–6 вв. таты уже были иудаистами, принявшими эту религию от еврейских поселенцев из Иудеи. В последнее время высказывается мнение, что переселенные из Мидии таты были язычниками, а иудаизм к ним проник из Хазарии, где он был офиц. принят лишь в 8 в. Ислам к татам проник в 7–8 вв. после арабского завоевания Закавказья и Дербента. В 8–9 вв. таты, проживавшие по соседству с армянами, приняли христ-во.
Таты не были фанатичными приверженцами ни одной из трех монотеистических религий. Как ни странно, усилению позиций иудаизма среди татов способствовало присоединение их к России: они расселились по городам Сев. Кавказа, пришли в соприкосновение с русскими и европ. евреями, получили возможность готовить грамотных раввинов. До этого иудаизм среди татов бытовал в весьма своеобразной форме: они не знали, подобно караимам (см. Караимов религия), Талмуда, а при богослужении обращались лицом не к востоку, как все иудеи, а к западу.
От родственных по языку иранцев (через Азербайджан) таты восприняли шиитское направление в исламе. Т. в. имеют много общего с верованиями остальных северокавказских народов (см. Народов Сев. Кавказа верования), несмотря на отличие в вероисповедании.
Как и у др. народов России, у татов в последнее десятилетие 20 в. идет возрождение традиционно исповедуемых религий: строятся новые молитвенные дома, духовные школы при них, мечети, молодежь проходит обучение в религ. центрах. Разделение татов по вероисповеданиям ни в коей мере не влияет на их национальное самосознание: и шииты, и иудаисты, и монофизиты в одинаковой мере осознают свою принадлежность к одному народу.