ТАТХАГАТА-ГАРБХА

Найдено 1 определение
ТАТХАГАТА-ГАРБХА
(санскр. tatha–gata-garbha, тиб. de bzhin gshegs paI snying po, лоно Истинносущего) — мифический образ «лона Татхагаты», который отождествляется с «сознанием-вместилищем» (алая-виджняна). Впервые Т.-г. появляется, по-видимому, в «Ланка-аватара-сутре». «Лоно Истинносущего» описывалось в сутрах двояко: с одной стороны, это сокровенная сердцевина мироздания, скрывающая тайну порождения лотоса-вселенной, с другой — содержимым лона объявлялся «эмбриональный» Будда или дхарма-кайя. Будда-эмбрион, питаясь и созревая в «утробе» сознания — вместилища семенами (биджа) всех дхармо-частиц, «умудряется» вырасти в многочисленных будд самбхога-кайи, а также нирмана-кайи, не изменяя своего зародышевого состояния и не покидая лона Татхагаты — Истинносущего Будды. В «Гандавьюха-сутре» (гл. 44) Майя — мать Шакьямуни — объявляет сама себя матерью всех истинносущих (татхагата) прошлого, настоящего и будущего. Она вмещает в себя все «лона Великого Сострадания» (maha–karuna– garbha–h). В «Т.-г.-сутре» утверждается, что «лоно Истинносущего» есть подлинная природа (dharmata–) всех обычных существ и кто в состоянии постичь эту истину, тот быстро обретёт Просветление. Аналогичные высказывания можно найти в махаянских «Маха-паринирвана-сутре» и в «Симханада-сутре». В данном случае гарбха — это некая всё содержащая в себе пустота, но не поглощающая пространство «чёрная дыра», а «светоносная пустота», источник света, готовый озарить существование каждого. Таким образом, гарбха — она же алая-виджняна — обладает огромной творящей мощью созидать будд и миры. Но творит ли она? На это йогачары отвечают и «да» и «нет». Поскольку, по их мнению, сансара нереальна, а нирвана реальна, то, будучи в любом из иллюзорных состояний, творение можно счесть за действительное, но, очевидно, оно таковым не является для тех, кто в нирване, т.е. для Истинносущего. Неслучайно авторы «Ланка-аватары» и последующая традиция школы категорически отклоняют идею Бога-творца Ищвары, называя его самого «порождением мысли», а также подчеркивают отличие понятия Т.-г. от индуистского понятия вечного и неизменного атмана. Каждое из существ пользуется лишь частицей «космического сознания», потому их множественность иллюзорна по сравнению с единством Истинносущего — активного и неактивного одновременно. Эта сложнейшая доктрина была продолжена и развита китайскими, а также тибетскими буддистами. Тибетцы склонны понимать Т.-г. как зародыш состояния Будды в каждом человеке. В Китае, мудрецы которого предпочитали прагматичные и натуралистические представления, это понятие рассматривалось как при рода Будды, свойственная всем существам. Отсюда можно сделать вывод о том, что каждое существо уже есть будда, но не догадывается об этом. Европейцы склонны считать, что гарбха — это возможность всех существ обрести Просветление. Некоторой загадкой для науки остаётся трактат «Уттара-тантра» («Высшая Тантра»), называемый также «Ратна-готра-вибхага» («Рассуждения о драгоценной природе»). Нередко его автором считают Майтреянатху. Этот труд целиком посвящён махаянскому учению о «лоне Истинносущего» (Т.-г.), о природе Будды. Особенностью произведения является то, что оно создано как бы вне традиций мадхьямаки и Праджня-парамиты, а также вне традиций йогачары и сутр, на которые опиралась эта школа. Но если с доктринами мадхьямаки автор знаком и полемизирует, то собственно йогачаровские доктрины ему неизвестны. Очевидно, трактат был создан до формирования этой школы и его автор не знал об алаявиджняне. См. также Шен-тонг.

Источник: Индотибетский буддизм. Энциклопедический словарь.