ТАТАРКЕВИЧ Владислав
Э.К. Дорошевич.
Источник: Новейший философский словарь
Источник: Эстетика: Словарь
(р. 3 апр. 1886) – польский философ. Д-р философии, Марбург (1910). Член Польской АН. С 1915 – профессор ун-та в Варшаве, преподавал в Вильно (1919–21) и Познани (1921–23). В 1923–48 – редактор журн. "Przeglad filozoficzny". Хотя Т. прошел школу неокантианства, он, однако, ближе всего стоит к англ. направлению философии анализа ("О счастье" – "О szczee.?ciu", Кг., 1947), а в польской философии – к направлению Твардовского. Т. занимается историей философии, этикой и в последние годы – эстетикой ("История эстетики"– "Historia estetyki", t. 1–2, Wr., 1960). Как историк философии Т. стремится к детальной классификации исходных позиций в истории филос. мысли ("История философии" – "Historia filozofii", t. 1–2, Lw., 1931, t. 3, Kr., 1950). В области этики Т. отстаивает тезис об абсолютности добра, но относительности моральных норм. Спец. исследования Т. посвящены анализу эстетич. переживания и эстетич. установки, а также понятия типа в иск-ве (в сб. "Сосредоточенность и мечта" "Skupienie i marzenie", Kr., 1951). В теории и истории иск-ва Т. занимается гл. обр. архитектурой и скульптурой, польским классицизмом, а также барокко 17 в. Соч.: Die Disposition der Aristotelischen Prinzipien, Giessen, 1910; О bezwzgl?dno?ci dobra, Warsz., 1919; Zarys dziejrtw filozofii w Polsce, Kr., 1948; О pisaniu historii filozofii, Kr., 1954. А. Кадлер. ПНР.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.
Татаркевич различал три типа историко-философского исследования: историю индивидуального творчества и жизненных судеб философов, историю философских проблем и историю философии как части истории духовной культуры. Важнейшим основанием периодизации истории философии Татаркевич полагал специфические наборы идей, образующих мировоззренческие каркасы эпох. Для античной философии это направленность на внешний мир, интеллектуализм, универсализм и финитизм; для средневековой — волюнтаризм, индивидуализм, концепция бесконечного Божества, разрыв с объективизмом; для философии Нового времени — концентрация вокруг гносеологической и методологической проблематики.
Эстетическое переживание в трактовке Татаркевича может быть непосредственным (в музыке и пластических видах искусства), опосредованным (при восприятии художественной литературы) и поэтическим (субъективное воображение). Эстетическое убеждение, возникающее под воздействием господствующих эстетических вкусов эпохи, отличается от эстетического чувства, которое человек испытывает в конкретном общении с прекрасным, и это отличие может вызывать внутренние противоречия эстетического сознания. В этике Татаркевич отстаивал идею безотносительности добра, критиковал релятивизм и субъективизм. Добро является фундаментальным понятием, смысл которого постигается интуитивно. Задача этики — в обосновании суждений, в которых некий объект, поступок или идея оцениваются как «добро» или «зло».
Соч.: Die Dispositionen der Aristotelischen Prinzipen. Mahrburg, 1910; 0 bezwzglednosci dobra. Warsz., 1919; Stanowisko estetyki wobec nowych pradow w sztuce i historji sztuki.— «Przeglad filozoficzny», 1927, N 4; Architektura nowozytna. Warsz., 1934; Okresy filozofu europejskiej. Warsz., 1937; Sztuka i poezja. W&rsz., 1938; 0 szcz^cill. Warsz., 1947; Zarys dziejow filozofii w Polsce. Krakow, 1948; Historia filozofia, 1.1—3. Wirsz., 1948—50; Skupienia i marzenie. Studia z zakresu estetyki. Krakow, 1951; Historia estetyki, 1.1—3. Warsz., 1960—67; Klasyczne a nowoczesne rozumienie sztuki. Warsz., 1961; Droga do filozofii i inne rozprawy filozoflczne. Wirsz., 1971; Pisma zebrane, 1.1—2. Warsz., 1971— 1972; Droga przez estetyki. Warsz., 1972; Dzieje szesciu pojec. Wirsz., 1975.
5. H. Порус
Источник: Новая философская энциклопедия