ТАТАРКЕВИЧ Владислав

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ТАТАРКЕВИЧ Владислав (1886--)
польский философ. Докторскую степень получил в Марбурге (1910), профессор Варшавского (с 1910) и Виленского (1919-1921) университетов, с 1923 по 1948 - редактор журнала "Философское обозрение". По философской подготовке принадлежал к неокантианству, однако, по сути, ближе английскому направлению в аналитической философии. Основные идеи Т. нашли воплощение в работах по истории философии. Его "История философии" (в трех томах, 1968) отличается тщательным научным аппаратом, подробнейшей классификацией философских направлений, прекрасной педагогической методикой. В области этики идеи Т. близки взглядам его учителя Котарбиньского. Эстетика Т. отражена в книге "Сосредоточенность и мечта" (1951). В истории и теории искусства занимался в основном архитектурой н скульптурой, историей польского искусства Нового времени. Образцом источниковедческой и комментаторской работы считается принадлежащая Т. "История эстетики" (1962).
Э.К. Дорошевич.

Источник: Новейший философский словарь

ТАТАРКЕВИЧ (Tatarkiewiez) Владислав
1886—1980)— польский философ, автор трудов по истории философии, эстетике и искусствознанию, основатель и первый редактор журнала «Estetyka» (сейчас—«Studia estetyczne»). Рассматривая историю эстетики в тесной связи с развитием философских идей и худож. культуры, Т. изучал ее на двух уровнях; на аналитическом уровне— история вербально выраженных эстетических идей и концепций; на уровне т. наз. «имплицитной» эстетики — выражение эстетических идей и концепций в произв. иск-ва (в форме, цвете, звуке), в образе жизни, быте и т. п. Худож. культура предстает на этом уровне в качестве историко-эстетического источника. Особый интерес в своих исследованиях Т. проявил к культуре и эстетике средневековья. Т. считал, что эстетические ценности подвержены постоянным историческим изменениям. Осн. Эстетическими категориями, к-рые проходят через всю историю европ. культуры, он считал прекрасное, искусство, «творчество», «форму», «отражение» и «эстетическое переживание». Прослеживая историческую эволюцию этих категорий, Т. гл. внимание уделял их терминологическому обозначению, т. е. эволюции самих терминов. Категории трагическое и комическое он относил к этике, возвышенное понимал как разновидность прекрасного. Осн. работы Т. по проблемам эстетики: «История эстетики» (в 3 т., 1960—67), «История шести понятий» (1975).

Источник: Эстетика: Словарь

ТАТАРКЕВИЧ Владислав

(р. 3 апр. 1886) – польский философ. Д-р философии, Марбург (1910). Член Польской АН. С 1915 – профессор ун-та в Варшаве, преподавал в Вильно (1919–21) и Познани (1921–23). В 1923–48 – редактор журн. "Przeglad filozoficzny". Хотя Т. прошел школу неокантианства, он, однако, ближе всего стоит к англ. направлению философии анализа ("О счастье" – "О szczee.?ciu", Кг., 1947), а в польской философии – к направлению Твардовского. Т. занимается историей философии, этикой и в последние годы – эстетикой ("История эстетики"– "Historia estetyki", t. 1–2, Wr., 1960). Как историк философии Т. стремится к детальной классификации исходных позиций в истории филос. мысли ("История философии" – "Historia filozofii", t. 1–2, Lw., 1931, t. 3, Kr., 1950). В области этики Т. отстаивает тезис об абсолютности добра, но относительности моральных норм. Спец. исследования Т. посвящены анализу эстетич. переживания и эстетич. установки, а также понятия типа в иск-ве (в сб. "Сосредоточенность и мечта" "Skupienie i marzenie", Kr., 1951). В теории и истории иск-ва Т. занимается гл. обр. архитектурой и скульптурой, польским классицизмом, а также барокко 17 в. Соч.: Die Disposition der Aristotelischen Prinzipien, Giessen, 1910; О bezwzgl?dno?ci dobra, Warsz., 1919; Zarys dziejrtw filozofii w Polsce, Kr., 1948; О pisaniu historii filozofii, Kr., 1954. А. Кадлер. ПНР.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

ТАТАРКЕВИЧ Владислав
3 апреля 1886, Варшава — 4 апреля 1980, там же) — польский философ, историк философии, один из видных участников Львовско-Варшавской школы, профессор Варшавского университета (с 1915), редактор журнала «Przeglad filozoficzny» (1923—48).
Татаркевич различал три типа историко-философского исследования: историю индивидуального творчества и жизненных судеб философов, историю философских проблем и историю философии как части истории духовной культуры. Важнейшим основанием периодизации истории философии Татаркевич полагал специфические наборы идей, образующих мировоззренческие каркасы эпох. Для античной философии это направленность на внешний мир, интеллектуализм, универсализм и финитизм; для средневековой — волюнтаризм, индивидуализм, концепция бесконечного Божества, разрыв с объективизмом; для философии Нового времени — концентрация вокруг гносеологической и методологической проблематики.
Эстетическое переживание в трактовке Татаркевича может быть непосредственным (в музыке и пластических видах искусства), опосредованным (при восприятии художественной литературы) и поэтическим (субъективное воображение). Эстетическое убеждение, возникающее под воздействием господствующих эстетических вкусов эпохи, отличается от эстетического чувства, которое человек испытывает в конкретном общении с прекрасным, и это отличие может вызывать внутренние противоречия эстетического сознания. В этике Татаркевич отстаивал идею безотносительности добра, критиковал релятивизм и субъективизм. Добро является фундаментальным понятием, смысл которого постигается интуитивно. Задача этики — в обосновании суждений, в которых некий объект, поступок или идея оцениваются как «добро» или «зло».
Соч.: Die Dispositionen der Aristotelischen Prinzipen. Mahrburg, 1910; 0 bezwzglednosci dobra. Warsz., 1919; Stanowisko estetyki wobec nowych pradow w sztuce i historji sztuki.— «Przeglad filozoficzny», 1927, N 4; Architektura nowozytna. Warsz., 1934; Okresy filozofu europejskiej. Warsz., 1937; Sztuka i poezja. W&rsz., 1938; 0 szcz^cill. Warsz., 1947; Zarys dziejow filozofii w Polsce. Krakow, 1948; Historia filozofia, 1.1—3. Wirsz., 1948—50; Skupienia i marzenie. Studia z zakresu estetyki. Krakow, 1951; Historia estetyki, 1.1—3. Warsz., 1960—67; Klasyczne a nowoczesne rozumienie sztuki. Warsz., 1961; Droga do filozofii i inne rozprawy filozoflczne. Wirsz., 1971; Pisma zebrane, 1.1—2. Warsz., 1971— 1972; Droga przez estetyki. Warsz., 1972; Dzieje szesciu pojec. Wirsz., 1975.
5. H. Порус

Источник: Новая философская энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
220.59 кб

Плюрализм и эгалитаризм эстетической концепции Владислава Татаркевича

Шевчук Екатерина Сергеевна
Анализируется эстетическая концепция Владислава Татаркевича. Определяются предмет, направление и методологическая позиция эстетических исследований ученого. Выясняется, что ключевой характеристикой эстетических работ В.