ТАШИЗМ
Ташизм
(фр. tache — пятнать, пачкать) — направление совр. буржуазного искусства, возникшее во Франции после окончания 2-й мировой войны. Являясь одной из последних разновидностей абстракционизма, Т. основывается на принципах субъективно-идеалистической эстетики: отрывает творчество художника от реальной действительности, от жизненных интересов и духовных потребностей народных масс, превращает искусство в средство выражения всякого рода субъективистских представлений. Отсюда стремление Т. к дегуманизации содержания художественных произв. Один из основоположников этого реакционного направления — Дюбюффе (р. 1901) утверждал, что «цвет грязи не менее прекрасен, чем цвет неба». И в самом деле, в своей творческой практике ташисты стремятся выразить свое внутреннее «Я» путем воспроизведения на холсте хаотического нагромождения бесформенных разноцветных пятен; для этой цели ими используются такие «выразительные» средства, как деготь, уголь, песок, битое стекло и т. д. Все это показывает, что Т. не имеет ничего общего с настоящим искусством.
Источник: Философский словарь. 1963
ТАШИЗМ
от фр. tache — пятно) — разновидность абстрактного экспрессионизма, известная под названием «живопись действия», бесформенное иск-во, живопись пятнами, к-рые не воссоздают образов реальности, а лишь выражают бессознательную активность художника. Т. возник в 40—50-х гг. как своеобразная психологическая и худож,-эстетическая реакция нек-рых представителей западной худож. интеллигенции на идеологию тоталитаризма. Усматривая, подобно экзистенциализму, истоки противоречий общественного развития в якобы фатальной неспособности разума разрешить проблемы человеческого бытия, Т, демонстрирует оппозицию прогрессу науки, достижениям технической цивилизации. Эстетика Т. мистифицирует свободу творческого процесса, заимствуя у сюрреализма идею «автоматического письма» — творчества с выключенным сознанием. Ориентация на случайность, хаос, алогичность—осн. принципы теории и практики Т. В произв. приверженцев этого течения (Дж. Поллок — в США, П. Сулаж, Ж. Матье — во Франции, К. Аппел — в Нидерландах), представляющих собой композиции из пятен и мазков, буржуазная критика видела отражение иррациональной, неконтролируемой стихии внутренней жизни художника, а также проявление психических «архетипов» Юнга.
Источник: Эстетика: Словарь
Ташизм
от франц. tache — пятно) Европейская разновидность абстрактного экспрессионизма. Термин был введен в 1950 г. бельгийско-французским художественным критиком М.Сефором (Seuphor) для обозначения живописной техники группы художников, среди которых главное место занимали немец Вольс (Wols — Вольфганг Шульце), француз Жорж Матье (Mathieu), испанец Антонио Саура и некоторые др. Впервые работы ташистов были выставлены в Париже в 1947 г. Метод их работы сводился к импульсивному спонтанному нанесению красок на холст и приближался к тому, что в США в это же время называлось живописью действия (action painting). Изобретатель этого метода Вольс отрицал, однако, абсолютную случайность в своей работе. Он, как и его последователи, считал, что, отталкиваясь от неких визуально воспринимаемых «следов»-форм реальной действительности, интуиция художника ведет его к выражению каких-то глубинных процессов бытия. В результате из-под кисти (хотя не все из ташистов пользовались кистью в прямом смысле слова) ташистов выходили резкие, остро напряженные по цвету и по форме, часто бьющие по психике, драматические абстрактные полотна, выражающие в целом трагико-пессимистический взгляд на универсум и вершащиеся в нем процессы. В 50-е — нач. 60-х гг. Т. имел много приверженцев среди художественной интеллигенции Европы. Лит.: Tapie M. Un art autre ou il sagit de nouveaux devidages du reel. P., 1952; Mathieu G. Au-del? Tachisme. P., 1963. Л.Б.