ТАРД ГАБРИЭЛЬ
Источник: Философский энциклопедический словарь
французский социолог (Сарла, 1843 — Париж, 1904). Служил главой статистического управления при министерстве юстиции, затем был профессором современной философии в Коллеж де Франс. Изучал криминалистику, склонялся к выделению двойного влияния на преступность «сильных личностей» и «подражания». В теоретическом плане его социология сводится к «интерпсихологии»: т.е. он сводит общественное сознание к индивидуальному подражанию и тем самым недооценивает его специфику. Его сочинения, в частности: «Сравнительное изучение преступности» (1886), «Законы подражания» (1890), «Социальная логика» (1897), «Очерки по социальной психологии» (1898), «Мнение и толпа» (1901).
Источник: Философский словарь
(12 марта 1843 – 13 мая 1904) – франц. социолог и криминалист. В 1893–96 возглавлял отдел в Мин-ве юстиции, а затем преподавал. С 1900 – профессор новой философии в Коллеж де Франс. Социологич. концепция Т. ("Законы подражания", Р., 1890, рус. пер., СПБ, 1892) проникнута психологизмом. Исходным пунктом общества, по Т., в противоположность Дюркгейму, является психология индивида, а фундаментальным принципом существования и развития общества – подражание, свойственное индивидам и служащее их приспособлению. Именно в результате подражания возникают групповые и обществ. ценности и нормы. Общество существует как проявление всеобщего мирового закона повторения. Единств. источником его прогресса являются открытия и изобретения, возникающие как следствие оригинальности и инициативы отд. личностей и нового сочетания существующих идей. В результате подражания открытия и изобретения повторяются и входят в структуру общества. Т. о., индивид осваивает в результате подражания как уже существующие нормы и ценности, так и нововведения. Эти идеи Т. в дальнейшем были развиты в теориях социализации личности. В исследованиях по социальной психологии Т. показывает ее отличие от индивидуальной психологии. Человек в массе и особенно в толпе гораздо более эмоционален, возбудим и менее интеллектуален, чем взятый в отдельности. Средний умств. уровень каждого человека в коллективе ниже, чем средний уровень членов коллектива, взятых порознь. На основании этого Т. был противником массовых органов гос. власти. Т. принадлежит ряд работ по философии права. Его социологич. идеи оказали влияние на Росса, Кули, Дьюи. Соч.: La criminalit? compar?e, P., 1886; La philosophie p?nale. P., 1890; Etudes p?nales et sociales, P., 1892; Les transformations du droit, 2 ?d., P., 1894; Essais et m?langes sociologiques, P., 1895; L´opposition universelle, P., 1897; Etudes de psychologie sociale. P., 1898; Les transformations du pouvoir, P., 1899; La psychologie ?conomique, v. 1–2, P., 1902; Fragment d´histoire future, Lyon–P., 1904; L´opinion et la foule, 4 ?d., P., 1922; в рус. пер. – Преступления толпы, Каз., 1893; Социальная логика, СПБ, 1901; Социальные законы, 2 изд., СПБ, 1906. А. Ладыженский. Москва.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.
Осн. социальными процессами Т. считал «изобретение» (понимавшееся им очень широко: от технич. усовершенствований до новых обществ.-политич. идей и нравств. ценностей) и подражание, к к-рым впоследствии добавил «оппозицию» (социальный конфликт). Изобретения - единств. источник социального прогресса - возникают как творения отд. личностей и внедряются в тех случаях, когда они в основном согласуются с остальными особенностями данного общества и культуры. Поэтому из множества изобретений лишь нек-рые принимаются и распространяются. Осн. социальное значение имеет подражание (существующее в форме обычаев и моды), благодаря к-рому возникают групповые и обществ. ценности и нормы, а индивиды, усваивая их, социализируются, т. е. получают возможность приспособиться к условиям обществ. жизни. Наиболее характерно, по Т., подражание «низших» социальных слоев «высшим». Социальный конфликт («оппозиция») - результат взаимодействия сторонников противоположных изобретений.
Особое значение Т. придавал воздействию таких средств коммуникации, как телефон, телеграф, массовый выпуск книг и особенно газет. Последние являются важным фактором социального контроля. Различая психологию индивида и психологию толпы, где человеч. индивидуальность подавляется (человек становится чрезмерно возбудим, теряет интеллектуальность, подчиняется поведению толпы), Т. выделяет как бы промежуточное звено - публику, к-рая формируется именно с помощью средств массовой коммуникации и, не будучи, как толпа, физически объединена, обладает общим самосознанием.
Ряд мыслей, высказанных Т., имел позитивное значение для развития социальной психологии, однако социологич. основания его концепции несостоятельны, т. к. базируются на филос. идеализме и психологич. редукционизме. Влияние Т. сказалось в большей степени на амер. социологии и социальной психологии (Э. Росс, Ч. Эллвуд, Д. Болдуин, Ч. Кули), чем на французской. Его концепции повлияли на теории «массового общества», исследования массовых коммуникаций и распространения инноваций.
Источник: Советский философский словарь
(1843—1904) — фр. криминалист и социолог, один из основателей теор. социологии и соц. психологии. Род. в г.Сарла на юге Франции в семье потомственных юристов, окончил местную иезуитскую шк., получив степень бакалавра иск-в (1860). По окончании юрид. фак. Сорбонны (1866) вернулся к юрид. практике в родном городе, где с 1869 по 1894 гг. служил судьей и параллельно занимался теор. криминалистикой. С 1880 г. работы Т. публиковались в разл. науч. журналах, в т.ч. в «Философском обозрении»; в 1887 г. он стал главой Архивов криминальной антропологии. В 1894 г. переехал в Париж, где наряду со службой в М-ве юстиции преподавал в разл. учеб. заведениях (Шк. полит. наук, Свободный коллеж соц. наук, Коллеж де Франс). Проф. Коллеж де Франс (с 1900 г.), чл. Академии нравств. и полит. наук (с 1900 г.). Осн. соч.: «Сравнительная преступность» (1886), «Философия наказания» (1890), «Законы подражания» (1890), «Преступная толпа» (1892), «Социальная логика» (1895), «Универсальная оппозиция» (1897), «Социальные законы» (1898), «Социальные и психологические этюды» (1898), «Трансформация бедности» (1899), «Мнение и толпа» (1901). Социол. теория Т., разработанная им в течение 1870-х гг., системно изложена в кн. «Социальная логика» и «Социальные законы». В основе жизнедеятельности об-ва, по Т., лежат две соц. функции: подражание (фактор соц. статики) и инициатива (фактор соц. динамики). Первая выражается в традиции и моде, вторая — в инновациях разл. рода. Важнейшими соц. процессами явл. конфликт, приспособление и подражание. Для индивида это средство освоения соц. норм и ценностей, к-рые Т. (подобно Дюркгейму) рассматривает как «идеально-реальные» сущности. Обществ. жизнь в целом соответствует универсальному эволюционному процессу, к-рый реализуется через циклическое повторение; механизм циклической эволюции специфичен для каждой сферы действительности (волновое движение в неорганической природе, наследственность в органическом мире, подражание в соц. сфере). Наибольшую известность в свое время обрели работы Т., посвященные анализу «психологии толпы» и роли масс в культ. процессах. В целом он разделял негативнокритическую оценку данных явлений, популяризованную его изв. соотечественником Г.Лебоном. Благодаря этим исследованиям Т. можно считать одним из основателей теории массового общества и массовой культуры в соц.-гуманит. науках XX в. Соч.: Социальная логика. СПб., 1996; Мнение и толпа // Психология толп. М., 1999. Е.В.Гутов
Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь
М.Н. Мазаник
Источник: Новейший философский словарь