ТАРД ГАБРИЭЛЬ

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ТАРД (Tarde) Габриель
род. 12 марта 1843, Сарла - ум. 13 мая 1904, Париж) франц. криминалист и социолог, профессор Коллеж де Франс с 1900. Считал, что осн. функцией социальной жизни является инициатива (нововведение) и подражание (мода и традиция). Психологизируя общественные отношения, считал осн. социальными процессами конфликты, приспособление и подражание, с помощью которых индивид осваивает нормы, ценности и нововведения. Осн. произв.: "Les lois de limitation", 1890 (рус. пер. "Законы подражания", 1892); "La logique sociale", 1894 (рус. пер. "Социальная логика", 1901); "Les lois sociales", 1898.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ТАРД ГАБРИЭЛЬ

французский социолог (Сарла, 1843 — Париж, 1904). Служил главой статистического управления при министерстве юстиции, затем был профессором современной философии в Коллеж де Франс. Изучал криминалистику, склонялся к выделению двойного влияния на преступность «сильных личностей» и «подражания». В теоретическом плане его социология сводится к «интерпсихологии»: т.е. он сводит общественное сознание к индивидуальному подражанию и тем самым недооценивает его специфику. Его сочинения, в частности: «Сравнительное изучение преступности» (1886), «Законы подражания» (1890), «Социальная логика» (1897), «Очерки по социальной психологии» (1898), «Мнение и толпа» (1901).

Источник: Философский словарь

ТАРД ГАБРИЭЛЬ

(12 марта 1843 – 13 мая 1904) – франц. социолог и криминалист. В 1893–96 возглавлял отдел в Мин-ве юстиции, а затем преподавал. С 1900 – профессор новой философии в Коллеж де Франс. Социологич. концепция Т. ("Законы подражания", Р., 1890, рус. пер., СПБ, 1892) проникнута психологизмом. Исходным пунктом общества, по Т., в противоположность Дюркгейму, является психология индивида, а фундаментальным принципом существования и развития общества – подражание, свойственное индивидам и служащее их приспособлению. Именно в результате подражания возникают групповые и обществ. ценности и нормы. Общество существует как проявление всеобщего мирового закона повторения. Единств. источником его прогресса являются открытия и изобретения, возникающие как следствие оригинальности и инициативы отд. личностей и нового сочетания существующих идей. В результате подражания открытия и изобретения повторяются и входят в структуру общества. Т. о., индивид осваивает в результате подражания как уже существующие нормы и ценности, так и нововведения. Эти идеи Т. в дальнейшем были развиты в теориях социализации личности. В исследованиях по социальной психологии Т. показывает ее отличие от индивидуальной психологии. Человек в массе и особенно в толпе гораздо более эмоционален, возбудим и менее интеллектуален, чем взятый в отдельности. Средний умств. уровень каждого человека в коллективе ниже, чем средний уровень членов коллектива, взятых порознь. На основании этого Т. был противником массовых органов гос. власти. Т. принадлежит ряд работ по философии права. Его социологич. идеи оказали влияние на Росса, Кули, Дьюи. Соч.: La criminalit? compar?e, P., 1886; La philosophie p?nale. P., 1890; Etudes p?nales et sociales, P., 1892; Les transformations du droit, 2 ?d., P., 1894; Essais et m?langes sociologiques, P., 1895; L´opposition universelle, P., 1897; Etudes de psychologie sociale. P., 1898; Les transformations du pouvoir, P., 1899; La psychologie ?conomique, v. 1–2, P., 1902; Fragment d´histoire future, Lyon–P., 1904; L´opinion et la foule, 4 ?d., P., 1922; в рус. пер. – Преступления толпы, Каз., 1893; Социальная логика, СПБ, 1901; Социальные законы, 2 изд., СПБ, 1906. А. Ладыженский. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

ТАРД Габриель
12.3.1843, Сарла - 13.5. 1904, Париж), франц. социолог и криминолог, один из основателей психологич. направления в зап. социологии. По Т., обществ. развитие сводится к интериндивидуальным процессам, а социология по существу тождественна «интерпсихологии». Соответственно и прогресс социологии он видел в ее дальнейшей психологизации (см.: «Новые идеи в социологии», № 2, СПБ, 1914, с. 69-78).
Осн. социальными процессами Т. считал «изобретение» (понимавшееся им очень широко: от технич. усовершенствований до новых обществ.-политич. идей и нравств. ценностей) и подражание, к к-рым впоследствии добавил «оппозицию» (социальный конфликт). Изобретения - единств. источник социального прогресса - возникают как творения отд. личностей и внедряются в тех случаях, когда они в основном согласуются с остальными особенностями данного общества и культуры. Поэтому из множества изобретений лишь нек-рые принимаются и распространяются. Осн. социальное значение имеет подражание (существующее в форме обычаев и моды), благодаря к-рому возникают групповые и обществ. ценности и нормы, а индивиды, усваивая их, социализируются, т. е. получают возможность приспособиться к условиям обществ. жизни. Наиболее характерно, по Т., подражание «низших» социальных слоев «высшим». Социальный конфликт («оппозиция») - результат взаимодействия сторонников противоположных изобретений.
Особое значение Т. придавал воздействию таких средств коммуникации, как телефон, телеграф, массовый выпуск книг и особенно газет. Последние являются важным фактором социального контроля. Различая психологию индивида и психологию толпы, где человеч. индивидуальность подавляется (человек становится чрезмерно возбудим, теряет интеллектуальность, подчиняется поведению толпы), Т. выделяет как бы промежуточное звено - публику, к-рая формируется именно с помощью средств массовой коммуникации и, не будучи, как толпа, физически объединена, обладает общим самосознанием.
Ряд мыслей, высказанных Т., имел позитивное значение для развития социальной психологии, однако социологич. основания его концепции несостоятельны, т. к. базируются на филос. идеализме и психологич. редукционизме. Влияние Т. сказалось в большей степени на амер. социологии и социальной психологии (Э. Росс, Ч. Эллвуд, Д. Болдуин, Ч. Кули), чем на французской. Его концепции повлияли на теории «массового общества», исследования массовых коммуникаций и распространения инноваций.

Источник: Советский философский словарь

ТАРД ГАБРИЭЛЬ

(1843—1904) — фр. криминалист и социолог, один из основателей теор. социологии и соц. психологии. Род. в г.Сарла на юге Франции в семье потомственных юристов, окончил местную иезуитскую шк., получив степень бакалавра иск-в (1860). По окончании юрид. фак. Сорбонны (1866) вернулся к юрид. практике в родном городе, где с 1869 по 1894 гг. служил судьей и параллельно занимался теор. криминалистикой. С 1880 г. работы Т. публиковались в разл. науч. журналах, в т.ч. в «Философском обозрении»; в 1887 г. он стал главой Архивов криминальной антропологии. В 1894 г. переехал в Париж, где наряду со службой в М-ве юстиции преподавал в разл. учеб. заведениях (Шк. полит. наук, Свободный коллеж соц. наук, Коллеж де Франс). Проф. Коллеж де Франс (с 1900 г.), чл. Академии нравств. и полит. наук (с 1900 г.). Осн. соч.: «Сравнительная преступность» (1886), «Философия наказания» (1890), «Законы подражания» (1890), «Преступная толпа» (1892), «Социальная логика» (1895), «Универсальная оппозиция» (1897), «Социальные законы» (1898), «Социальные и психологические этюды» (1898), «Трансформация бедности» (1899), «Мнение и толпа» (1901). Социол. теория Т., разработанная им в течение 1870-х гг., системно изложена в кн. «Социальная логика» и «Социальные законы». В основе жизнедеятельности об-ва, по Т., лежат две соц. функции: подражание (фактор соц. статики) и инициатива (фактор соц. динамики). Первая выражается в традиции и моде, вторая — в инновациях разл. рода. Важнейшими соц. процессами явл. конфликт, приспособление и подражание. Для индивида это средство освоения соц. норм и ценностей, к-рые Т. (подобно Дюркгейму) рассматривает как «идеально-реальные» сущности. Обществ. жизнь в целом соответствует универсальному эволюционному процессу, к-рый реализуется через циклическое повторение; механизм циклической эволюции специфичен для каждой сферы действительности (волновое движение в неорганической природе, наследственность в органическом мире, подражание в соц. сфере). Наибольшую известность в свое время обрели работы Т., посвященные анализу «психологии толпы» и роли масс в культ. процессах. В целом он разделял негативнокритическую оценку данных явлений, популяризованную его изв. соотечественником Г.Лебоном. Благодаря этим исследованиям Т. можно считать одним из основателей теории массового общества и массовой культуры в соц.-гуманит. науках XX в. Соч.: Социальная логика. СПб., 1996; Мнение и толпа // Психология толп. М., 1999. Е.В.Гутов

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

ТАРД (Tardc) Габриэль (1843-1904)
французский социолог и криминалист, один из основоположников социальной психологии и ведущих представлений психологического направления в социологии, профессор новой философии в Коллеж де Франс. Автор работ "Законы подражания" (1890), "Социальная логика" (1894), "Общественное мнение и толпа" (русск. изд., 1902), "Личность и толпа" (русск. изд., 1903), "Социальные законы" (второе русск. изд., 1906) и др. Рассматривал общество как результат взаимодействий и взаимовлияний индивидуальных сознаний, при которых людьми передаются и усваиваются верования, убеждения, намерения, желания и т.д. Критиковал Дюркгейма за отрыв "социальных фактов" от их личностно-психических оснований. Наука об обществе, по мнению Т., может быть создана, т.о., лишь на основе социально-психологического изучения интерперсональных взаимодействий. Социально-психологически фундированная социология должна исходить из признания "интердуховного" взаимодействия как источника всей социальной жизни. Общественные явления и процессы Т. трактовал как обусловленные действием трех основных социальных процессов - подражания, оппозиции и адаптации. Особое значение придавалось механизму подражания, являющегося, по Т., психологическим и социальным воплощением всеобщего мирового закона повторения. Основными формами подражания являются подражание другому человеку, подражание современному или привычному образцу (мода или обычай), подражание человека самому себе (привычка). Подражание как свойство человеческой натуры воспроизводить поведение (индивидов, социальных групп или собственное) Т. рассматривал как основу общественного развития, в качестве источника которого полагалось наличие индивидуального творчества, формирующего собственно образцы для подражания, и отдельных людей, обладающих способностью к такому творчеству. Однако данную способность Т. также считал обусловленной действием закона подражания. С индивидуальным творчеством Т. связывал возникновение таких культурных форм, как язык, религия и др., создаваемых отдельными личностями и впоследствии усваиваемых посредством подражания другими. Социальные конфликты трактуются как результат наличия различных образцов подражания, что при столкновении их сторонников приводит действие процессы "оппозиции", которые могут стать основой любых форм конфликтов (вплоть до войн). Преодоление "оппозиционных" процессов происходит посредством действия социальных процессов третьего типа - "адаптационных". Т.о. картину общественно-исторического развития Т. описывает через рассмотрение действия, чередования и сочетания трех основных социальных процессов. Большое внимание Т. уделял разработке проблематики "психологии толпы". Толпу Т. определял как "множество лиц, собравшихся в одно и то же время в определенном месте и объединяемых чувством, верой и действием". В качестве специфических черт, присущих толпе, выделяются иррациональность, внушаемость, преобладание чувств над мыслями, снижение интеллектуальности, подавление и даже уничтожение индивидуального начала. Формирование толпы Т. связывал с действием на ее членов механизмов подражания - взаимного подражания и подражания общим образцам. Толпу Т. отличал от "публики", которая является не физическим, а духовным объединением; в публике личностное начало не утрачивается, а принадлежность человека к ней предполагает определенный уровень индивидуального развития и идейной общности. Характерно, что толпа и семья оценивались Т. как формообразующие элементы общества, причем семейное начало соотносилось с деревенскими обществами, а толпа - с городскими. Творчество Т. было значительной вехой в преодолении натуралистических подходов к изучению общества, способствовало постановке ряда обществоведческих проблем (например, массового общества, механизмов межличностного общения, девиантного поведения, социального контроля); его разработки повлияли на весь комплекс социальных наук.
М.Н. Мазаник

Источник: Новейший философский словарь

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
129.69 кб

Общество как подражание: об актуальности тезиса Габриэля Тарда

Сериков Андрей Евгеньевич
Статья обращается к понятиям изобретения и подражания в творчестве Тарды. Тард рассматривает подражание с внешней социальной стороны, что ставит перед нами актуальную сегодня проблему наблюдателя.
Читать PDF
272.95 кб

Предвестник исследований диффузии инноваций Габриэль Тард: «Общество - это подражание»

Фирсова Наталья Юрьевна
Рецензия на книги: тард г. Законы подражания/Пер. с фр. Ф.Павленков.Академический проект,2011.тард г.социальные законы/Пер.с фр.И.Д.Маркусона // социология.сост.В.Зомбарт. Едиториал УРсс, 2003