(1843, Сарла – 1904, Париж) – философ, социолог и криминалист. Получил юридическое образование, работал следователем в Сарлá, приобрел известность благодаря серии теоретических работ по криминалистике. Возглавлял статистическую службу в Министерстве юстиции, затем, в 1900–1904, был профессором Коллеж де Франс. Член Академии моральных и политических наук (с 1900). В ранних работах по криминалистике («Сравнительная криминология», 1886; «Философия наказания», 1890; «Очерки по уголовным и социальным вопросам», 1891) выступал против биологизаторских тенденций в криминологии (теории Ч. Ломброзо, Р. Вормса и др.), утверждая, что криминалистика должна разрабатывать собственные научные основания, а не заимствовать их из естественных наук. Позднее (в работах «Законы подражания», 1890; «Трансформации власти», 1894; «Социальная логика», 1895, и др.) Т. создал собственную социологическую теорию, опирающуюся на два ключевых понятия – «подражание» (imitation) и «изобретение» (invention). Основной закон, по Т., – это закон повторения, формами проявления которого выступают: волнообразное движение в неорганической природе, наследственность в органическом мире и подражание в обществе. Эволюция обусловлена тем, что повторяющиеся ряды накладываются друг на друга, вызывая тем самым отклонения от изначальных форм и их модификации. Сущность всякого общества заключается в устойчивости, порождаемой подражанием. Общество в конечном счете – это взаимосвязь между отдельными человеческими разумами, которая осуществляется с помощью механизмов подражания. Социальные феномены, по Т., обусловлены главным образом индивидуальными инновациями, распространяемыми благодаря такому фундаментальному фактору человеческой жизни, как изобретения. Изобретение, с одной стороны, всегда носит индивидуальный характер, с другой – является воспроизведением и новым сочетанием предсуществующих компонентов. Оригинальные идеи появляются постоянно и в значительном количестве, но лишь очень немногие из них (из-за их наилучшей адаптации к существующему порядку вещей либо в силу авторитета их создателя) воспринимаются другими индивидами и превращаются в устойчивый коллективный феномен. Подражание подхватывает то, что первоначально было лишь отклонением. Таким образом, социология для Т. – это особого рода психология процесса взаимосвязи подражания и изобретения. Психологизм Т. в области социологии подвергался острой критике со стороны Э. Дюркгейма.
Соч.: Законы подражательности. СПб., 1892; Преступления толпы. Казань, 1893; Сущность искусства. СПб., 1895 (2007); Социальная логика. СПб., 1901 (2014); Личность и толпа. СПб., 1903; Социальные законы. СПб., 1906; Отрывки из истории будущего. М., 1906; La foule criminelle. P., 1892; Les lois de l’imitation sociale. 8-e éd. P., 1921. Лит.: Milet, J.G. Tarde et la philosophie de 1’ histoire. P., 1970; Gabriel Tarde et la philosophie // Bulletin de la Société française de philosophie. 1974. № 2. A. 68. M.M. Федорова