ТАО СИШЭН

Найдено 1 определение
ТАО СИШЭН
Тао Хуэйсэн. 1899, Хуанван пров. Хубэй. Политич. мыслитель, политич. деятель. В 1922 окончил юридич. ф-т Пекинского ун-та. Преподавал в Школе политики и права пров. Аньхой, Фуданьском, Цзинаньском ун-тах, Кит. открытой публич. школе. С 1931 - проф. Пекинского ун-та. С 1929 совм. с Чжоу Фохаем издавал ежемесячник "Синь шэн-мин" ("Новая жизнь"); в 1934 основал Об-во изучения нар. хоз-ва (Шихо сюэхуэй) и его печатный орган "Шихо" ("Нар. хоз-во"). С началом в 1937 Войны сопротивления Японии примкнул к коллаборационистской группировке Ван Цзинвэя, основал в Сянгане (Гонконге) Междунар. информ. агентство. В 1941 бежал в Чунцин, занимал посты секретаря личной канцелярии Чан Кайши, гл. ред. "Чжунъян жибао" ("Центр, газеты") и др. Участвовал в создании известного соч. Чан Кайши "Судьба Китая". После 1945 был зам. зав. отд. пропаганды ЦИК Гоминьдана, чл. комитета по законодательству. С 1949 на Тайване, занимал посты зав. 4-го отд. ЦИК Гоминьдана, чл. ПК ЦИК и др. После ухода на пенсию в 1968 - консультант ЦИК Гоминьдана, гл. ред. журн. "Нар. хоз-во". Осн. соч. - "Чжунго шэхуэй юй Чжунго гэмин" ("Кит. об-во и кит. революция"), "Чжунго шэхуэй чжи ши фэньси" ("Анализ истории кит. об-ва"), "Чжунго чжэнчжи сысян ши" ("История политич. мысли Китая"), "Чжунго шэхуэй сяньсан шилин" ("Заметки по поводу обществ, явлений в Китае") и др. В 1927 - 32 принял участие в дискуссии о характере и истории кит. об-ва, выступив в качестве лидера "группировки "Новой судьбы" ("Синь шэнмин" пай), объединившейся вокруг одноименного издания. Ее противниками были "группировка "Энергии" - "Дунли" пай (журн. "Дунли", лидеры - Жэнь Шу, Янь Линфэн) и "группировка "Новой мысли" -"Синь сычао" пай (журн. "Синь сычао", лидеры - Го Можо, Люй Чжэньмин). По мнению Т.С., совр. ему кит. об-во переживало "период постфеод. строя", одновременно будучи "раннекапиталистич.". Его состояние он характеризовал как "торговый капитализм", отличающийся неразвитым денежным хоз-вом, преобладанием торгового и ростовщич. капитала при недостатке промышленного, скупкой земли в качестве осн. способа инвестиций. Феод, пережитки сохранились в сознании людей, но не в экономике, т.к. феодализм в Китае потерпел крах еще в пер. Чжаньго (5 - 3 вв. до н.э.). Отсюда отрицание Т.С. марксистского определения кит. об-ва как полуфеод. и полуколониального. Империализм в Китае не "опирается на феод, силы", а развивает капитализм; кит. буржуазия сформировалась не в недрах нац. экономики, а "привита" кит. об-ву извне. "Торговый капитализм" существует в Китае с пер. Чжаньго, но не получил развития из-за неблагоприятной структуры об-ва, разделенного на класс "служилых" (ши дафу) и класс крестьян. Бюрократия ("служилые"), явившаяся порождением краха феодализма и слияния элементов прежней аристократии и талантливых простолюдинов, была решающей силой циклич. развития кит. об-ва, но гл. препятствием для его поступательного развития. Выход из кризиса для Китая состоит в преобразовании "торгового капитала" в производственный с использованием иностр. капитала. Организующим началом по отношению к гос., обществ, и частному капиталу должно быть гос. планирование. "Свободный капитализм" и социализм, по Т.С., в Китае неприменимы, единств, его путь - гос. капитализм. **Люй Сичэнь, Ван Юйминъ. Чжунго сяньдай чжэсюэ ши (История совр. кит. философии). Чанчунь, 1984; Чжунго Миньго дандай минжэнь лу (Именитые люди Кит. Республики). Тайбэй, б. г. Ван Сяоци

Источник: Китайская философия. Энциклопедический словарь