тиб., букв. «свиток») — в тиб. изобразительном искусстве — изображение, преимуществ. религ. содержания, выполненное клеевыми красками или отпечатанное на шелке или хлопчатобумажной ткани, предварит. загрунтованной смесью из мела и животного клея. По форме Т. восходят к инд. ритуальным изображениям на холсте и тяготеют к квадрату, двойному квадрату, прямоугольнику; зарисованная поверхность называется - «зеркало» (тиб. мелонг). Т. создавалась или в строгом соответствии с иконографич. текстом и в этом случае предназначалась для медитации, или на основе житийных сочинений, а также в результате визионерской практики; использовалась в религ. процессиях, в храмовых интерьерах, в домашнем алтаре. Объекты изображения на Т.— Будда Шакьямуни, иерархи будд. церкви, персонажи пантеона, житийные циклы, сюжеты бардо. Известны сл. типы Т.: 1) цхокшинг (тиб., букв. «собрание-поле») — изображение персонажей пантеона в виде кроны космич. дерева, к-рое прорастает через все три мира (прошлый, настоящий, будущий). Известны цхокшинги Будды Шакьямуни, Цзонхавы, Падмасамбхавы; 2) «колеса жизни» с изображением шести миров будд. Вселенной: мира богов, мира людей, мира асуров, мира духов, мира животных, ада; 3) мандала. — символич. изображение Вселенной; 4) персонажей опред. тантрических циклов. Е. Д. Огнева