ТАН ЮНТУН
ТАН ЮНТУН
Тан Сичжу. 6.1893, уезд Хуанмэй пров. Хубэй,- 5.1964. Философ, историк буддизма. В 1917 окончил Ин-т Цинхуа, преподавал там кит. словесность, был гл. ред. еженедельника "Цинхуа чжоукань". В 1920 - 22 изучал в ун-тах США философию, санскрит и пали, защитил магистерскую дис. по философии. В 1922 - 37 преподавал в ун-тах Нанкина, Тяньцзиня, Пекина, в 1937 - 45 - проф., декан филос. ф-та Объединенного ун-та Юго-Запада в Куньмине. В 1945 - 47 - проф., декан филос. ф-та Пекинского ун-та, одновременно ректор Ин-та лит-ры. В 1947 избран чл. и консультантом Центр, академии, по совместительству - директор Пекинского филиала Ин-та истории и языка Центр, академии, в 1947 - 48 читал лекции в Калифорнийском ун-те. В 1949 - пред, педагогич. совета Пекинского ун-та, в 1951 - проректор. С 1953 - чл. АН Китая по отд. истории и археологии, с 1956 - по отд. философии и обществ, наук. Депутат ВСНП 1 - 3-го созывов, чл. Всекит. комитета НПКСК 1-го созыва, ПК НПКСК 3-го созыва. Исследовательские интересы Т.Ю. сосредоточивались гл. обр. на истории кит. буддизма, философии сюань сюэ и истории инд. философии. Обосновал неправомерность традиц. мнения об изнач. существовании "десяти школ (сект)" (ши цзун) в кит. буддизме. Полагал, что это мнение основано на смешении разных понятий. В 5 - 6 вв. япон. монахи усваивали буд. мудрость в Китае через посредничество отд. групп кит. буддистов, изучавших и интерпретировавших буд. лит-ру. Такие группы именовались "цзун" ("род", "группировка"), как и начавшие возникать в эпоху Суй-Тан (7 - 9 вв.) отд. вероучительные направления кит. буддизма. Лит. традицию "мирянской проповеди" (су цзян) рассматривал не как простую популяризацию буд. доктрин, а как проповедь, исходящую от немонахов и предназначенную для мирян же, в отличие от традиции "монашеской проповеди" (сэн цзян), к-рую монахи предназначали исключительно для монахов. Выделял этапы проникновения буддизма в Китай: 1)до 3 в. - опора на даосизм; 2) 3 - 5 вв. - опора на философию сюань сюэ; 3) 5 - 6 вв. - развитие традиции изучения и преподавания буд. текстов; 4) 6 - 9 вв. - становление собственно кит. школ буддизма. Успехи буддизма в Китае связывал с состоянием кит. об-ва, отношениями между имп. властью и бюрократией и т.п. Ввел в науч. оборот значит, число буд. источников, прослеживал отношения кит. буд. мысли с конкр. памятниками и идеями кит. классич. философии. Историю философии сюань сюэ Т.Ю. делил на четыре этапа: 1) "подлинное начало" на основе "Чжоу и" и идей Лао-цзы, представленное именами Хэ Яня и Ван Би; 2) "начало упрочения", характеризующееся влиянием идей "Чжуан-цзы"; 3) пер. формирования "нового учения Чжуан-цзы" (синь Чжуан сюэ), представленного Сян Сю, Го Сяном; 4) "пер. Вост. Цзинь" (4 - нач. 5 в.), или "буд. период". Выделял три направления сторонников доктрины "ценить отсутствие/небытие" (гуй у, см. Ю - у) - Хэ Яня и Ван Би, Цзи Кана и Жуань Цзи, Чжаньжаня и Даоаня. Подверг подробному анализу проблематику сюань сюэ, отмечал особое значение доктрины "различения речи и смысла" (янь и чжи бянь) в складывании системы взглядов этого филос. течения. *Хань, Вэй, лян Цзинь, Наньбэй чао фоцзяо ши (История буддизма в пер. правления династий Хань, Вэй, обеих Цзинь, Южн. и Сев. династий). Шанхай, 1938; Инду чжэсюэ шилюэ (Краткая история инд. философии). Куньмин, 1945; Вэй Цзинь сюань сюэ луньгао (Очерк "учения о сокровенном" эпох Вэй и Цзинь). Пекин, 1957; Суй Тан фоцзяо шигао (Очерк истории буддизма эпох Суй и Тан). Пекин, 1982; Т.Ю. сюэшу вэнь цзи (Собр. науч. трудов Т.Ю.). Пекин, 1983; **Чжунго чжэсюэ няньцзянь (Филос. ежегодник Китая), 1985. Шанхай, 1985; Чжун вай чжэсюэцзя цыдянь (Словарь кит. и иностр. философов). Сиань, 1989. Тун Юйкунь