ТАН ИЦЗЕ

Найдено 1 определение
ТАН ИЦЗЕ
3.1927, уезд Хунмэй пров. Хубэй. Историк кит. философии. Сын видного буддолога Тан Юнтуна. В 1951 окончил фил ос. ф-т Пекинского ун-та, до 1956 преподавал в партшколе Пекинского горкома КПК. Работал на филос. ф-те Пекинского ун-та, с 1962 - преподаватель, с 1980-доцент, с 1983 - проф. Заведовал кафедрой истории кит. философии, чл. ученого совета Пекинского ун-та, чл. правления Об-ва изучения истории кит. философии, Между на р. ассоциации кит. философии, в окт. 1984 возглавил Академию кит. культуры. Осн. сфера науч. интересов - история кит. буддизма, религ. традиции даосизма, философия сюань сюэ. Участвуя в развернувшейся в 60-е гг. дискуссии о филос. взглядах Конфуция, рассматривал его философию как материал истич.: Конфуций унаследовал и развил скептицизм и атеизм эпохи Чуньцю (8 - 6 вв. до н.э.) по отношению к Небу (тянь) и духам, "атеистич. и материалистич. элементы были осн. стороной его воззрений на мироздание". Относительно мировоззрения Лао-цзы Т. И. пришел к выводу, что оно отражает интересы мелких рабовладельческих слоев, а его материалистич. направленность обусловлена их протестом против религ. идеализма господствовавшей тогда рабовладельческой аристократии. В противоположность Фэн Юланю и Жэнь Цзиюю Т.И. считал Чжуан Чжоу релятивистом (оговариваясь, что он создал учение "об относительном в абсолютном"), система взглядов к-рого ни при каких условиях не могла превратиться из реакционной в прогрессивную. В нач. 80-х гг. Т.И. выступил в дискуссии о категориях кит. философии. Исходя из того, что понятия и категории отражают степень познания человеком объективного мира, Т.И. предложил рассматривать их как критерии уровня теоретич. мышления различных историч. эпох: изучение историко-филос. процесса конкретизации и обогащения содержания категорий, становления их целостной системы способно раскрыть внутр. законы развития филос. мысли. *Кун-цзы сысян цзай Чуньцю мо ци дэ цзоюн (Роль идей Конфуция в кон. эпохи Чуньцю) // Кун-цзы таолунь вэньцзи (Сб. материалов обсуждения [учения] Конфуция). Цзинань, 1962; Ван Би юй Вэй Цзииь сюань сюэ (Ван Би и учение о сокровенном при дин. Вэй и Цзииь) // Сюэшу юэкань. 1963. №1; Лунь чжунго чуаньтун чжэсюэ фаньчоу тиси дэ чжу вэньти (Об осн. проблемах системы категорий традиц. кит. философии) // Чжунго шэхуэй кэсюэ. 1981. №5; Го Сян юй Вэй Цзинь сюань сюэ (Го Сян и учение о сокровенном при дин. Вэй и Цзинь). Чанша, 1983; Лунь чжунго чуаньтун чжэсюэ чжун дэ чжэнь, шань, мэй вэньти (О проблемах истины, добра и красоты в традиц. кит. философии) // Чжунго шэхуэй кэсюэ. 1984. №4; Вэй Цзинь Наньбэй чао шици дэ даоцзяо (Даосизм при дин. Вэй, Цзинь, Южных и Сев.). Сиань, 1988; **Чжунго чжэсюэ сыши нянь (Сорок лет кит. философии). Пекин, 1989. А. В. Ломанов

Источник: Китайская философия. Энциклопедический словарь