ТАН ЦЗЮНЬИ
ТАН ЦЗЮНЬИ
1909, Ибинь пров. Сычуань, - 1978, Сянган (Гонконг). Философ, представитель постконфуцианства. Учился в Пекинском ун-те и Нанкинском центр, ун-те, филос. ф-т к-рого окончил в 1932. Во время учебы испытал влияние идей Лян Шумина и Сюн Шили. После эвакуации в Сянган в 1949 вместе с Цянь My и Чжан Пицзе основал Академию Новой Азии, в к-рой занимал должности проф., проректора по учебной работе, декана филос. ф-та. После вхождения академии в Кит. ун-т Сянгана (1964) работал в нем до 1974. Выйдя на пенсию, возглавил Ин-т Новой Азии. В молодости увлекался идеями англо-амер. неореализма, в первую очередь идеей имплицитного существования универсалий. Под влиянием работы Ф.Г. Брэдли "Явление и реальность" перешел на позиции классич. идеализма. В круг его интересов попали гегелевское учение о феноменологии духа, труды И. Канта, Г. Уайтхеда. С нач. 40-х гг. занимался проблемами кит. традиц. философии. В 1958 он совместно с Моу Цзунсанем, Сюй Фугуанем и Чжан Цзюнъмаем опубликовал "Манифест", формулирующий позицию постконфуцианства по проблемам кит. культуры и ее взаимодействия с мировой культурой. Сравнивая культуры Китая и Запада, Т.Д. пришел к выводу, что "фундамент. духом" первой являются мораль и искусство, второй - религия и наука. Зап. культура нацелена на мир природы и способы существования в ней человека, что приводит к забвению эмоционально-субъективного компонента человеч. бытия. Поскольку стержнем кит. культуры выступает интерес к человеку как единичному субъекту, на совр. этапе миссия кит. философии заключается в освобождении человека от "освещения" (у хуа), в реализации его индивид, ценности, в содействии его становлению в качестве независимого "морального субъекта". Т. Ц. пришел к выводу о неприемлемости для Китая как зап. капитализма, так и социализма. Первому присущи пороки индивидуализма, национализма (идея "гос-ва одного народа", ведущая к империализму), демократизма, несовместимого с традиц. кит. идеалом "выдвижения талантов" ("Конфуций опускает один бюллетень, глупый мужик и глупая баба - тоже"); при социализме же неизбежны апология коллективизма и насильственное уничтожение традиции с повсеместным насаждением марксизма. Третий путь, по Т.Д., заключен в "этич. гуманизме" кит. культуры, способной установить систему "наставнических и дружественных" отношений между членами об-ва. Своей задачей Т.Д. считал работу во имя возрождения индивид, морального и историч. сознания кит. нации, с тем чтобы сделать соотечественников "вновь китайцами". Специфику кит. культуры Т.Д. усматривал в ее гомогенности, единстве лит-ры, истории и философии, единении морали и политики. Конфуцианство, по его мнению, как осн. ветвь традиции, делает акцент на преемственности и воспроизводстве; дополняющие кит. традицию даосизм и буддизм обращены гл. обр. к "изменению", "превращению" (хуа), существующим в пределах некоего культурного постоянства. Впитав в себя присущие первобытной религии представления о Небе (тянь) и "духах" (шэнь [1]), конфуцианство избегло характерного для зап. культуры разрыва духовной и секулярной ипостасей, идущего из Древней Греции. В кит. традиции человек выступает не как "тварь" ("творение"), противопоставляемая Творцу, но как моральный субъект, способный духовно трансформировать Небо и Землю. По мнению Т.Д., стабилизирующее воздействие на зап. культуру могут оказать присущие кит. культуре "дух восприятия существующего как истинного" (способный приостановить гонку бессмысленного преобразования мира), мудрость "полноты и духовности" в отображении целостной и не во всем вербализуемой картины бытия, "дух избегающей крайностей середины". Для Запада м.б. полезен и опыт непрерывного развития кит. культуры в течение нескольких тысячелетий, а для будущего мира без границ - идея Поднебесной (Тянь ся) как единого социума. Считал "ограниченными" укоренившиеся на Западе пути выведения философии из принципов какой-либо конкр. науки, или построения философии над этими принципами в качестве некой метанауки, призванной логически пояснять и анализировать науч. понятия. Полагал практич. деятельность человека основой подлинно филос. рефлексии, к-рая должна базироваться на "благом знании" (лян чжи) как "источнике всего морального разума и всей моральной деятельности человека". "Благое знание" трактовалось Т.Д. не только как моральное, но и гносеологии, эстетич., религ., ценностное сознание индивида. В поздних работах Т.Ц. обозначил сферу этого сознания как "жизненное существование", к-рое выражается в различных видах духовной деятельности человека, включая моральную. *Чжун си чжэсюэ сысян бицзяо яньцзюцзи (Сб. сравнительных исследований филос. идей Китая и Запада). Чунцин, 1943, Тайбэй, 1978; Даодэ цзыво чжи цзяньли (Установление морального "я"). Шанхай, 1946; Жэньвэнь цзиншэнь чжи чжунцзянь (Переустройство человеч. духа). Сянган, 1954, Тайбэй, 1974; Т.Ц. цюаньцзи (Поли. собр. соч. Т.Д.). Тайбэй, 1985; Чжунхуа вэньхуа юй данцзинь шицзе (Кит. культура и совр. мир). Т. 1 - 2. Тайбэй, 1985; Чжунго вэньхуа чжи цзиншэнь (Духовная ценность кит. культуры). Тайбэй, 1987; **Ли Ду. Т.Ц. сяньшэн дэ чжэсюэ (Философия г-на Т.Д.). Тайбэй, 1983; Сунь Шаньхао. Дуй дандай синь жу цзя дэ шицзянь вэньти шэньтао (шан). Т.Ц. чжэсюэ чжун шицзянь вэньти (Исслед. проблемы практики в совр. новом конфуцианстве. Ч. 1. Проблема практики в философии Т.Д.) // Чжэсюэ юй вэньхуа. Тайвань, 1986. Т. 13. №10; Лю Гоцян. Т.Ц. сяньшэн дэ шицзайгуань (Воззрения г-на Т.Ц. на реальность) // Э ху. Тайвань, 1986. №137; Ли Цзунгуй. Т.Ц. дэ вэньхуа синтай цзи ци чжунго вэньхуа гуань (Тезис Т.Ц. о культурной духовной форме и его взгляд на кит. культуру) // Сяньдай синь жу сюэ яньцзю луньцзи (Сб. статей о совр. новом конфуцианстве). Вып. 1. Пекин, 1989; Лэн Дэси. "Хунда эр пи, шэньхун эр сы"- Т.Ц. Чжун Си вэньхуагуань шуяо ("Великая и критичная, глубокая и свободная" - очерк воззрений Т.Ц. на культуры Китая и Запада) // Там же; Чжэн Цзядун. Сяньдай синь жу сюэ гайлунь (Очерк совр. нового конфуцианства). Наньнин, 1990. А.В. Ломанов