подлинное имя - Габриэль Антуан Жоган-Пажес, 1854-1907) — франц. писатель и обществ, деятель, антиклерикал. В 70-х гг. опубликовал ряд памфлетов, направл. против католич. церкви. В 1885 Т. заявил, что раскаялся в своей прежней антицерк. и антирелиг. деятельности и готов служить церкви на поприще разоблачения масонства как «синагоги сатаны». Он выпустил несколько книг о чудовищных преступлениях, якобы совершаемых масонами в союзе с дьяволом. «Разоблачения» были с восторгом встречены церковью. В 1897 Т. Выступил с саморазоблачением, объявив, что 12 лет занимался мистификацией с целью дискредитации церкви. В дальнейшем он продолжал публикацию антирелиг. трудов, среди к-рых заслуживают особого внимания Забавная Библия (рус. пер., 1962); Забавное Евангелие (рус. пер., 1963); Священный вертеп (рус. пер., 1Эо5).
ТАКСИЛЬ Лео
ТАКСИЛЬ Лео
Источник: Атеистический словарь
ТАКСИЛЬ Лео
(Taxil, псевдоним; действительное имя - Габриэль Антуан Жоган-Пажес; 1854 - 1907) - франц. антиклерик. писатель. Т. получил образование у иезуитов, но порвал с ними и выступил с рядом антиклерик. произведений («Долой скуфью!», «Любовные похождения папы Пия IX», «Св. любители порнографии», «Семейство Борджа», «Отравитель Лев XIII и 5 миллионов каноников» и др), в к-рых показывал аморализм церковников. Затем Т. выразил раскаяние и вернулся в лоно католич. церкви. Его произведения этого периода, полные сумасбродных и диких выдумок о кознях дьявола, заслужили похвалу самого папы Льва XIII.
Затем в 1897 совершенно неожиданно для церкви Т. представил доказательства, что вся его деятельность на протяжении 12 л. - мистификация, осуществленная с неск. помощниками, чтобы продемонстрировать общественности готовность церкви принять любую нелепость, к-рая ей выгодна. Разразившийся скандал нанес серьезный удар авторитету церкви и особенно авторитету папы римского, незадолго до того объявленного непогрешимым. В том же 1897 Т. выпустил свое осн. произв. - «Забавную Библию» (русск. пер. - М., 1962), являющуюся острой сатирой на Ветхий завет. Продолжением «Забавной Библии» служит «Забавное евангелие, или Жизнь Иисуса» (русск. пер. - М., 1963), где разоблачается миф о Христе. Хотя Т. не глубок в своей критике, его книги все же сыграли немалую роль в борьбе с наступлением клерик. реакции во Франции и др. странах и пользуются популярностью ДО наст. вр.
Затем в 1897 совершенно неожиданно для церкви Т. представил доказательства, что вся его деятельность на протяжении 12 л. - мистификация, осуществленная с неск. помощниками, чтобы продемонстрировать общественности готовность церкви принять любую нелепость, к-рая ей выгодна. Разразившийся скандал нанес серьезный удар авторитету церкви и особенно авторитету папы римского, незадолго до того объявленного непогрешимым. В том же 1897 Т. выпустил свое осн. произв. - «Забавную Библию» (русск. пер. - М., 1962), являющуюся острой сатирой на Ветхий завет. Продолжением «Забавной Библии» служит «Забавное евангелие, или Жизнь Иисуса» (русск. пер. - М., 1963), где разоблачается миф о Христе. Хотя Т. не глубок в своей критике, его книги все же сыграли немалую роль в борьбе с наступлением клерик. реакции во Франции и др. странах и пользуются популярностью ДО наст. вр.